Найти тему
Денис Верчинский

Технологические процессы при сервисном обслуживании локомотивов в объеме ТО-2. Часть 3. Электрическая аппаратура тепловоза ТЭ10

Электрооборудование перед постановкой на ремонт при работающем дизеле осмотреть

1. Осмотреть главный генератор, двухмашинный агрегат, двигатель топливоподкачивающего насоса. Проверить отсутствие посторонних шумов и ненормальных вибраций подшипниковых узлов электрических машин.
2. Проверить напряжение вспомогательного генератора (75±1) В и зарядный ток аккумуляторной батареи. Установившийся ток не должен превышать (20-25) А; отсутствие тока или разряда не допускается.
3. Проверить работу БРН-3В по всем позициям.
4. Проверить отсутствие признаков задымления и посторонних запахов.
5. Проверить отсутствие утечки воздуха электропневматических аппаратов, электропневматических вентилей привода механизмов.
6. Проверить настройку реле времени, которое должно быть:
- реле маслопрокачивающего насоса 90 с;
- реле задержки отключения поездных контакторов 1,5 с;
- реле ограничения времени автоматического пуска дизеля 30 с;
- реле времени в системе боксования: 3 сек. - для I ступени, 1,5 с. - для II ступени.
При отклонении от нормы реле регулируется. Выявленные неисправности устраняются.

Продуть сжатым воздухом главный генератор

Работа выполняется при работающем дизеле

Продуть ВВК и двухмашинный агрегат

Работа выполняется после остановки дизеля

Осмотреть электрические машины

1. Осмотреть подшипниковые узлы, проверить отсутствие признаков перегрева и ослабления затяжки болтов. Работу выполнять сразу после постановки на стойло, после ≈ 30 мин непрерывной работы.
2. Снять коллекторные люки главного генератора, двухмашинного агрегата.
Коллекторы осмотреть, проверить отсутствие признаков
перебросов и круговых огней, рисок, задиров. Брызги меди удалить зачисткой, следы копоти – протиркой чистой салфеткой. Цвет политуры коллекторов должен быть тёмно-коричневого или коричнево-фиолетового цвета. После зачистки коллектора прилегающие к месту зачистки ламели продорожить.
Проверить отсутствие выпучивания отдельных пластин. Осмотреть петушки, проверить отсутствие выплавления припоя.
3. Осмотреть в доступных местах межкатушечные соединения, нажимные конусы, бандажи, лобовые части якорных и полюсных обмоток, шины. Проверить надёжность крепления клемм и прочих соединений. Сильные загрязнения изоляторов, нажимных конусов, бандажей и обмоток удалить протиркой салфеткой, смоченной в бензине.
4. Осмотреть щёточные аппараты. Проверить отсутствие признаков ослаблений затяжки соединений шунтов и бракетов.
Выявленные изношенные щётки, имеющие трещины, сколы, ослабшие, перегретые и изношенные шунты заменить.
Марка щёток: у генератора ЭГ-14 2(32*12,5*65) мм, минимальная высота 17 мм; у двигателей ЭГ-61 40*12,5*65 мм, минимальная высота 23 мм; у двухмашинного агрегата ЭГ-14 44*12,5*40 мм, минимальная высота 28 мм.
5.Осмотреть в доступных местах силовые кабели и провода вспомогательных машин. Проверить состояние изоляции, исправность металлорукавов, наличие переходных втулок.
Осмотреть клицы кабелей тяговых двигателей, проверить наличие в них дополнительной изоляции, её состояние и фиксацию. Проверить затяжку шпилек клиц. Проверить исправность подвешивания кабелей, отсутствие трения об элементы двигателей и экипажа. Проверить исправность и положение изоляционных муфт на клеммах.
Повреждения изоляции кабелей и проводов устранять наложением не менее двух слоёв натуральной резины с лакотканью вполуперекрышу с промазкой каждого слоя изоляционным лаком. Намотку осуществлять плотно, без морщин, толщиной не менее основной изоляции. Повреждённую изоляцию удалять в пределах целого участка со срезом на конус длиной (20-25) мм. Поверх восстановленной изоляции наложить два слоя изоленты вполуперекрышу с нахлёстом (5-10) мм.
6. Осмотреть снятые окна. Очистить посадочные места люков и остовов, проверить состояние уплотнений. Поставить недостающие болты креплений люков, устранить неисправности замков.
7. Осмотреть воздуховоды вентиляции тяговых двигателей, повреждения устранить.
8. Произвести внешний осмотр вспомогательных машин, проверить затяжку фундаментных соединений и с сопрягаемыми узлами.
9. Произвести визуальный осмотр состояния ремней СПВ, при необходимости произвести замену.

Аппаратуру ВВК осмотреть

1. Проверить надёжность крепления аппаратов, панелей, резисторов, клеммных реек и клемм силовых кабелей.
При необходимости подтянуть соединения и очистить контактные поверхности клемм и наконечников.
Кабели, провода и шунты осмотреть, устранить выявленные повреждения изоляции.
Клеммы подлежат перепайке при уменьшении контактной поверхности более, чем на 1/5 или износе жил подводящего провода более 10 %.
2. Откинуть дугогасительные камеры контакторов ПК-753 (поездные) и КПВ-604 (пусковые). Сильную копоть и брызги меди удалить зачисткой. После зачистки дугогасительные камеры подвергать продувке. Камеры одевать на те контакторы, с которых они были сняты.
Проверить надёжность фиксации камер и рычагов.
Износ стенок камер не более 1/3 толщины.
Осмотреть силовые и блокировочные контакты, проверить надёжность фиксации. Оплавления силовых контактов и копоть -удалить. Проверить отсутствие утечек сжатого воздуха у контакторов ПК-753, при наличии воздуха проверить срабатывание.
Минимальная толщина силовых контактов: ПК-753 – 9,0 мм; КПВ-604 – при полном износе напайки хотя бы в одной точке. Минимальная толщина пластина или пальца блокировочной группы ПК-753 – 2,0 мм; минимальная толщина напаек блокировочных контактов КПВ-604 - 0,5 мм.
3. Проверить ход якорей контакторов МК, состояние и надёжность крепления дугогасительных камер.
4. Осмотреть контакторы ПКГ-565 (ослабления поля). Проверить состояние контактных кулачков и мостиков, притирающих пружин, состояние и крепление клемм кабелей.
Минимальная толщина напаек силовых контактов – 0,8 мм; блокировочных контактов – 0,5 мм.
5. Осмотреть реверсор. При наличии сжатого воздуха проверить срабатывание. Проверить надёжность крепления шайб кулачкового вала. Покрепить соединения.
Осмотреть силовые шунты. Перегретые, с износом жил более 10 % заменить.
Осмотреть контактные кулачки, мостики и блокировочные контакты. Оплавления удалить опиловкой, не нарушая профиля. Заменить изношенные детали. При необходимости блокировки протереть чистой салфеткой, смоченной а авиабензине. Минимальная толщина подвижных силовых контактов – 7,0 мм, неподвижных – 24,0 мм; напаек блокировок: – 0,5 мм. Обработку силовых пальцев выполнять личным напильником, блокировочных контактов – бархатным.
6. Осмотреть реле управления. При необходимости снять колпаки, осмотреть контактные узлы и электромагниты При выявлении перегрева, прочих дефектов панель реле ТРПУ отремонтировать со снятием.
7. Электронные блоки (БРН-3В, БА-420А, реле ВЛ-50, блоки выпрямителей, измерительные трансформаторы, панели резисторов) осмотреть, проверить крепление, отсутствие признаков перегрева. Проверить состояние и надёжность крепления фишек.
8. Прочую аппаратуру (реле РМ-1110, РД-3010, ББ-320А. РЭВ-812, 813, выключатели) осмотреть, проверить затяжку соединений, отсутствие перегрева.
9. Осмотреть рубильник аккумуляторной батареи. Оплавления и коррозию удалить напильником.
10. Осмотреть плавкие предохранители. Заменить перегоревшие. Проверить надёжность контакта в клеммах. Прове-рить наличие контрольных проводников (сечение – не более 0,15 мм). Проверить соответствие тока уставки требуемым параметрам.
При замене перегоревшего предохранителя проверять исправность защищаемой цепи.
11. Проверить крепление штепсельных разъемов блока УСТА.

Контроллер, пульт и панели на правой ВВК осмотреть.

Произвести внешний осмотр аппаратуры в кабине.
У контроллера проверить чёткость работы обоих валов, надёжность фиксации по позициям, правильность взаимного блокирования.
Проверить надёжность фиксации на панелях кнопок, выключателей, автоматических выключателей, сигнальных устройств. Заменить неисправные.

Осмотреть электрооборудование в дизельном помещении

Осмотреть кондуиты, проверить отсутствие признаков перегрева. При необходимости устранить повреждения металлорукавов, фишек, изоляции проводов.
Проверить фиксацию фишек в разъёмах, надёжность соединений клемм электропневматических вентилей.
Проверить наличие переходных втулок в коробках и трубах кондуитов.
При необходимости произвести осмотр клеммных коробок со снятием крышек.
Осмотреть электропневматические вентили, тяговые электромагниты, блок-магнит, индуктивный датчик. Проверить отсутствие признаков перегрева и утечек сжатого воздуха.
Проверить надёжность фиксации крышек на узлах объединённого регулятора дизеля.

Проверить работу аппаратуры освещения

Проверить работу прожекторов, буферных фонарей, светильников в кабине, в дизельном помещении, шахте, подкузовного освещения. Проверить фиксацию деталей светильников и состояние изоляции.
Неисправные лампы и колпаки светильников заменить. При замене ламп проверять состояние уплотнений.

Произвести обслуживание аккумуляторной батареи

По щелочным батареям измеряется уровень электролита в каждом аккумуляторе и доводится до нормы (10-60 мм над уровнем пластин).
При наличии замечаний в журнале формы ТУ-152 по работе аккумуляторной батареи измеряется напряжение каждого аккумулятора; замеряется плотность электролита которая должна быть 1,19-1,21 г/см³; аккумуляторы, имеющие напряжение менее 1,2 В, переполюсованные, заменяются предварительно проверенными и заряженными.
Проверить крепление перемычек аккумуляторных батарей и их сечение, удалить следы окислов и подтеки электролита и нефтепродуктов.

Осмотреть состояние изоляции проводов в местах наиболее возможных перетираний

- провода в районе подключения к тяговому генератору – перетирание о полики;
- провода от реверсора к шунту амперметра (по всей длине) – перетирание о реверсор (при малой длине) или трубопроводы и угольники ВВК;
- кабели тяговых двигателей – перетирание о раму тепловоза или тележку;
- провода цепи заряда аккумуляторной батареи – перегрев и разрушение изоляции при выходе из строя диода заряда батареи;
- провода подключения аккумуляторной батареи в схему тепловоза и отсеков батареи между собой – перетирание на выходе и входе из отсека;
- провод Д3 между секциями тепловоза в месте выхода из кондуита;
При необходимости в указанных местах восстанавливается изоляция провода как указано в п.4.

Замерить сопротивление изоляции

Отключить рубильники ВРЗ и АБ, автоматические выключатели «Освещение», «АЛСН», «Радиостанция».
Установить перемычки на панелях ПВ1÷3 между зажимами 1 и 5; перемкнуть провода 373 и 379. Закоротить перемычками остальные полупроводниковые диоды.
Рассоединить разъёмы электронных блоков.

У цепей 75 В и возбуждения сопротивление не ниже 0,25 МОм; у силовой цепи – не ниже 0,50 МОм. Сопротивление изоляции между силовой цепью и цепями управления и возбуждения.

Произвести проверку секвенции аппаратуры

При ТО-2 сцепленного тепловоза проверку производить одновременно для обеих секций поочерёдно с каждого поста.
Проверять правильность последовательности работы аппаратов при наборе и сбросе позиций, реверсировании, запуске дизелей.