Найти тему
Татьяна Васина

Послевоенная разруха, голод, последствия сталинских колосков... Гнулся, но не сломался...

Сегодня приехав на дачу, обратила внимание на то, как сильно подрос за год кедр, который когда-то посадил мой отец. Можно сказать, что это был эксперимент. Вылупившись из орешка, дерево много лет никак не хотело расти и папа все время сокрушался, что как будто бабка отшептала...
На фото отец автора, сентябрь 1979 года
На фото отец автора, сентябрь 1979 года

На фото мой папа. Он был первоклассником, когда осенью школьников после уборочной отправили на поле собирать колоски. С утра было тепло и солнечно, одеты все были по летнему, а пока работали, набежали тучи и повалил снег. Учительница с детьми побежали в село, а мой папа со своим приятелем были босиком, потому отстали и решили переждать снег на летнем стане. Но снег всё шёл, а температура воздуха становилась всё ниже и промерзнув до костей, они таки, утопая по пояс в снегу, вернулись домой.

Оба жестоко заболели. Одноклассник через несколько месяцев умер, а папа, как и когда-то его отец (об этом можно прочесть в статье по ссылке), обезножил. Три года лечила его бабка всякими народными средствами и молитвами... И только в 10 лет он научился ходить заново...

Детство было, как и у других ребят в послевоенном селе, босоногое и не сытое. Когда мы с папой бывали в лесу, он всегда рассказывал у какого растения можно есть корешки, у какого листья или стебли. Я пробовала пучку, саранки, солодку и много чего еще, чему не помню названия. И в принципе, кое что даже было вполне себе съедобно, но как этим можно было насытиться, не понимаю.

Наблюдая у старшего сына незаурядные способности, дед договорился со своим младшим братом, жившим, как тогда говорили, "в городу" и десятилетку папа закончил во Львове. Из обрывочных рассказов разных родственников о том периоде папиной жизни, я сделала вывод, что ценой достойного образования было положение "бедного родственника" в роли батрака. Хотя папа так и не считал, он до смерти был благодарен своему дяде Боре и почитал его как родного отца.

Когда пришло время службы в армии, на медосмотре у призывника выявили туберкулез. В итоге, долг Родине отдавать он пошел только после лечения. Причем, из-за катара среднего уха, признав его годным к службе в принципе, комиссия в качестве противопоказаний отметила службу на Севере и на Дальнем Востоке.

Тем не менее, он попал на печально известный Русский остров. И служил со своим диагнозом не просто на Дальнем Востоке, но и был гидроакустиком на флоте, где в то время служили по четыре года. Во время службы попал в какую-то военную передрягу. С тех пор у него были седые виски...

Папы нет уже много лет, а его форма хранится в семье, как артефакт
Папы нет уже много лет, а его форма хранится в семье, как артефакт

Из армии вернулся уже взрослым мужчиной. Надо было работать и как-то устраивать жизнь. Попытался учиться заочно, но столкнувшись со взяточничеством, бросил учёбу.

Позже, будучи идейным искренним коммунистом и активным пропагандистом, работая на трикотажной фабрике сначала наладчиком швейных машин, затем аккумуляторщиком, с отличием закончил два факультета (философский и экономический) в Университете марксизма-ленинизма. Вдоль и поперек знал бессмертное произведение Маркса "Капитал" и вообще был очень эрудированным в самых разных областях знаний.

В начале 90-х, совсем юной, всего через год после окончания Университета, я волею случая попала на работу в наш региональный Совмин. Из-за невероятной схожести с папой, как-то одна сотрудница, пристально глядя на меня, спросила не родственница ли я такого-то. С того дня, как выяснилось, что я дочь этого человека, стала для старожилов как дочь полка.
Уважение к простому работяге, который, как оказалось, был в советские годы известным и глубоко уважаемым среди партийной элиты области, спроецировалось на ничем еще не отличившуюся девчонку. Бывшие работники обкома и исполкома меня опекали и всему обучали. А для меня такое отношение к моему отцу стало предметом внутренней гордости за него.

С первых дней своего сознательного детства мы с сестрой знали, что папа найдет ответ на любой наш вопрос. Он был непререкаемым авторитетом. Но главное даже не это. Он был лучшим отцом в мире. С высоты своих 50-ти прожитых лет, с уверенностью могу сказать, что таких отцов единицы.

Я с папой. Фото из семейного архива
Я с папой. Фото из семейного архива

Я очень люблю свою маму, но так сложилось, что все главные воспоминания моего детства связаны именно с ним. По сей день, когда нам с сестрой надо что-то объяснить детям, мы говорим: "А дед в такой ситуации говорил....". И чуть ли не на любой случай находится ёмкая но лаконичная фраза или поговорка из папиного арсенала.

Перенесенный в детстве полиомиелит, голод, последствия сталинских колосков, туберкулез и всевозможные потрясения сделали свое грязное дело. Папа ушел довольно рано.

Сердце сжимается в комочек, когда я думаю, что он не дождался внуков, о которых так сильно мечтал. И так жалко, что девчонки знают о своем дедушке, который мог бы стать лучшим дедушкой в мире, только по нашим рассказам.

Папы нет рядом с нами уже 13 лет. А кедр из орешки, посаженной в землю папиной рукой, вдруг яростно потянулся к солнцу...

Спасибо, что дочитали до конца.
Если Вам было интересно, можно почитать публикации про моих маму: Согреться пыталась от солнышка и про дедушку: Зимой у него отнялись ноги....
Папин кедр. Фото автора.
Папин кедр. Фото автора.