Найти тему
Екатерина Широкова

Есть выжившие, кто помнит Советский Союз? Обсудим "Такси-Блюз"?

Есть фильмы про СССР, которые могут показать незаставшим, как оно всё примерно было. А есть те, которые могут понять только очевидцы, например — фильм «Такси-Блюз» 1990 года (режиссёр Павел Лунгин). Такого не покажешь выросшим детям, потому что если надо столько объяснять, то проще не объяснять вовсе.

 «Такси-Блюз» 1990
«Такси-Блюз» 1990

Таксист (Петр Зайченко) — существо особой касты хитросделанных, способных глубокой ночью продать заливку горящих труб, за четвертак. Достать билеты на дефицитный концерт или закусывать деликатесами, когда всё уже давно по талонам. Волшебники! И мускулатура для решения текущих проблем нужна, разумеется, ведь работа в такси для сильных духом, во все времена.

Таксист встречает гениального музыканта-саксофониста (Петр Мамонов) в очень расслабленном состоянии. В целом подобный представитель бомонда, сорящий деньгами, вызывает у трудового таксиста глубокое презрение, а сам факт гениальности — остаётся под большим вопросом.

Впервые сомнения возникают, когда таксист осознаёт стоимость инструмента (саксофон). Затем он слыший разъярённого администратора, который заявляет, что никакой божий дар не заставит его ещё раз связаться с таким необязательным музыкантом.

Весь фильм таксист идёт к пониманию ценности «музыки, от которой мурашки по коже», пытаясь сделать из пропащего, опустившегося артиста «нормального человека». Бесполезное занятие, конечно, зато можно самому научиться любить блюз.

 «Такси-Блюз» 1990
«Такси-Блюз» 1990
 «Такси-Блюз» 1990
«Такси-Блюз» 1990

Образ народа, воплощённый в персонаже Петра Зайченко, содержит сразу всё: и веру в чудо, и силу, доброту и способность любить.

А что же гениальный музыкант? Конечно, не существует способа сделать вменяемых в быту людей из подобных субъектов. Хоть год корми их морковкой с газировкой, а потом на 5 минут отвернись — и он уже под забором, может — с бомжами, а может — с другими звёздами эстрады. Пропащее дело. Но — талант! Потрясающая игра Петра Мамонова. Вроде и знаешь, что он не саксофонист, но всё равно хочется уточнить ещё разок.

Ещё Петр Мамонов в роли человека, десятилетия пытающегося простить себя: «Остров» Павла Лунгина.
Читайте мою апокалиптическую повесть "Эпидемия. Дневник",
фантастический рассказ про зелёных "Очищая планету",
повесть с чёртовой удачей и домовыми: "Алиса и её Тень",
последняя фантастическая повесть: "Моя мама - андроид".