Найти тему
CoolConnections

Вечная память. 20 великих фильмов Канн

Оглавление

Каннский фестиваль 2020-го года, который должен был пройти с 12 по 24 мая, отменён. Зато есть время вспомнить и пересмотреть – или увидеть впервые – открытия прошедших лет

Мы выбрали 5 безупречных победителей, 5 обладателей других призов, имевших полное право на победу, 5 великих аутсайдеров, оставшихся вообще без наград, и 5 шедевров, не участвовавших в основном конкурсе.

-2

5 шедевров, не участвовавших в основном конкурсе

1. «ХХ ВЕК» («1900»; Novecento)

Бернардо Бертолуччи, 1976

Сага о представителях расы хозяев и расы тружеников – господского ребенка Альфредо Берлингьери (Роберт Де Ниро) и крестьянского сына Ольмо Далько (Жерар Депардье), родившихся в один день – 27 января 1901-го, день смерти Джузеппе Верди, с которого Бертолуччи начинает отсчёт нового времени.

Эпос эпосов – сексуальный, коммунистический, наполненный кровавой историей века и дышащий в унисон с вечностью.
-3

В Канне один из самых величественных и страстных фильмов за всю историю кино показали в 1976-м году вне конкурса. В конкурсе Бертолуччи побывал всего дважды и оба раза с не самыми показательными фильмами – «Трагедией смешного человека» в 1981-м и «Ускользающей красотой» в 1996-м.

По каннским призёрам, в принципе, можно было бы писать историю кино – если бы не беспрецедентные белые пятна:

среди победителей нет многих великих, а Стэнли Кубрик и вовсе никогда не участвовал в фестивале. Фестиваль по мере сил искупал вину, вручая почётные Palme d’Or: в 1997-м – Бергману, в 2011-м – Бертолуччи. Кумир Бертолуччи Годар (которому Бертолуччи когда-то выбил венецианского «Золотого льва» за «Имя Кармен») получил специальную Золотую Пальмовую ветвь в 2019-м.

-4

2. «ТРЕЙНСПОТТИНГ» («НА ИГЛЕ») (Trainspotting)

Дэнни Бойл, 1996

История шотландского наркомана Марка Рентона (Юэна МакГрегора), выбравшего, в итоге, жизнь (и предавшего друзей).

Одна из лучших человеческих комедий всех времен.

Самая лихая и адекватная оригиналу экранизация Ирвина Уэлша. Абсолютный культ 1990-х, легко переживший своё десятилетие. В Канне был показан на внеконкурсном специальном сеансе, что, с одной стороны, несправедливо, с другой – разумно: герои Дэнни Бойла распилили бы ветку на куски и продали барыгам.

-5

3. «ОДНАЖДЫ В АМЕРИКЕ» (Once Upon a Time in America)

Серджо Леоне, 1984

Гангстерская сага отца новаторских вестернов Серджо Леоне.

Скрещенья судьбы и трёх десятилетий – 1920-х, 1930-х и 1960-х годов.
-6

Каннские зрители 1984-го года первыми увидели самую полную версию фильма, длившуюся 4 часа 10 минут.

Впоследствии грандиозная картина подверглась не менее грандиозному надругательству:

в Америке в прокат вышла оскопленная версия продолжительностью 139 минут. Да и в мировой прокат (включая и прогрессивный перестроечный в СССР) попал сокращенный до 3 часов 40 минут вариант. В 2012-м году Канн вернулся к авторской версии Леоне, показал отреставрированный в первозданном виде фильм в программе «Каннская классика».

-7

4. «ПОЕЗДА ПОД ПРИСТАЛЬНЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ» (Ostře sledované vlaky)

Иржи Менцель, 1967

Горько-сладкое кино о взрослении Милоша, юного железнодорожника, работающего на провинциальном полустанке в последние месяцы Второй мировой.

Самый лёгкий, смешной и трагичный фильм Иржи Менцеля, в 1968-м получивший премию «Оскар».

А премьера «Поездов» прошла за год до этого на Каннском фестивале – вне конкурса, в котором тогда победил великий и аутичный псевдо-детектив Микеланджело Антониони «Блоу-ап».

-8

5. «ПЛАКСА» (Cry-Baby)

Джон Уотерс, 1990

Балтиморский ретро-мюзикл в опередивших время рейва беззастенчиво кислотных цветах;

с Джонни Деппом, по щеке которого катится татуированная слеза, и Игги Попом и порно-звездой Трейси Лордс на вторых ролях.

-9

Для каннского конкурса Джон Уотерс, конечно, чересчур:

дурной, «низкий» вкус, возведенный в высокую степень, допустим только на специальных сеансах

(где спустя 10 лет, в 2000-м, показали и «Безумного Сесиал Б.»). Но большие фестивали про Уотерса не забывают – в Локарно 2019-го прошла его ретроспектива.

-10

5 великих аутсайдеров, оставшихся без наград

1. «СВЯТЫЕ МОТОРЫ» (Holy Motors)

Леос Каракс, 2012

Фантастический день из жизни человека-хамелеона (Дени Лаван – альтер эго и актёр-талисман Каракса).

Cтранный, дикий, не укладывающийся ни в какие рамки и нечеловечески прекрасный киноопыт, с кровью снятый гениальным французским чудаком и романтиком Караксом после почти 13-летнего простоя.

Жюри Нанни Моретти «Корпорацию «Святые моторы» (под таким названием фильм выходил в наш прокат) просто не заметило; золото тогда досталось «Любви» Михаэля Ханеке, что, в общем, понятно, хотя и скучненько.

-11

2. «ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ» (Basic Instinct)

Пауль Верхувен, 1992

Хроника рокового влечения детектива из Сан-Франциско к писательнице, подозреваемой в убийствах. Смертельный дуэт-дуэль, гениально разыгранный Майклом Дугласом и Шэрон Стоун.

Лучший образец эротического триллера – главного жанра 1990-х годов.

По сути, авторемейк «Четвертого мужчины», снятого голландцем Верхувеном на родине в 1983-м – там тоже про вторую, создаваемую писательской фантазией реальность, секс через дефис со смертью, провокационный эротизм христианской символики, непознаваемость мира и жар тела.

-12

В Канне конкурсный «Основной инстинкт» открывал фестиваль;

возможно, жюри Жерара Депардье посчитало его слишком захватывающим для призов –

золото тогда ушло к степенной драме Билле Аугуста «Благие намерения».

-13

3. «АЛЕКСАНДРА»

Александр Сокуров, 2007

Анабазис бабушки солдата, Александры Николаевны (Галина Вишневская), по военным дорогам Чечни.

Одно из самых личных высказываний Сокурова, в котором гражданская позиция режиссёра неотделима от его особого, накрепко связанного с русской классикой мистицизма.

Сокуров участвовал в каннском конкурсе пять раз – и никогда не получал наград (только «Молох» в 1999-м был отмечен призом за сценарий Юрия Арабова). После «Александры», на премьеру которой Сокуров не поехал (скандальное для Канна происшествие!), отношения режиссёра и фестиваля были разорваны навсегда. Palme d’Or 2007-го жюри Стивена Фрирза присудило «4 месяцам, 3 неделям и 2 дням»: Кристиана Мунджиу: эффектный ход для юбилейного 60-го смотра, и фильм отличный, но Мунджиу – не Сокуров.

-14

4. «ЛЕТО»

Кирилл Серебренников, 2018

Хронологически – самый новый фильм в нашей ностальгической подборке; подробно о нём – в репортаже с 71-го Каннского фестиваля, где французы аплодировали «Лету», а жюри под председательством Кейт Бланшетт (и с Андреем Звягинцевым в составе) проявило необъяснимое равнодушие. Музыка, что ли, не зашла?

-15

5. «О ПРАЗДНЕСТВЕ И ГОСТЯХ» (O slavnosti a hostech)

Ян Немец, 1968

Собрались однажды приличные люди на пикник к высокому руководителю... Из зачина, идеально подходящего для социальной сатиры, получилась изощренная и жутковатая сюрреалистическая комедия; торжество чёрного, липкого, как ночной кошмар, абсурда.

Говорят, тогдашний президент Чехословакии Антонин Новотный расценил фильм личным оскорблением – и зря, Немец сочинил сюрреалистическую притчу, а не отклик на злобу дня.
-16

Ян Немец – самый недооцененный из режиссёров чехословацкой «новой волны» 1960-х годов. Все знают Милоша Формана, почти все – Иржи Менцеля и Веру Хитилову, а автора гениальных «Алмазов ночи» и «Мучеников любви» Немеца навскидку вспомнят единицы. Не повезло ему и с каннским конкурсом: фильм, законченный в 1966-м, был приглашен на 21-й Каннский фестиваль 1968 года. Тот самый, что был сорван бунтарями (в частности, Годаром, Трюффо и Лелушем), считавшими, что проводить смотр во время студенческой революции – стыд и позор.

Режиссёр «Празднества» к тем, кто требовал прикрыть фест, примкнул;

красивый, конечно, поступок, но жаль, что имя Немеца вписано в историю Канна только в таком маргинальном контексте.

-17

5 обладателей второстепенных призов, имевших полное право на победу

1. «ВРЕМЯ ЦЫГАН» («ДОМ ДЛЯ ПОВЕШЕНИЯ») (Dom za vešanje)

Эмир Кустурица, 1989

Главный кинематографический аналог «Ста лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса: Кустурица нашёл своё Макондо в цыганском поселении города Скопье – тогда ещё не столице Македонии, но части единой Югославии.

В финальных кадрах «встречаются» Чарли Чаплин, Джордж Лукас и Андрей Тарковский:

другого примера такого единения радикально несхожих гениев не найти. Забавно, что к созданию великого поэтического фильма-легенды, в котором нет и намёка на дидактику, но есть приятие бурлящей жизни во всех, и прекрасных, и чудовищных, проявлениях, Кустурицу подтолкнуло моралистическое журналистское расследование – статья о торговле детьми.

-18

На Каннский фестиваль Кустурице жаловаться грех: у него целых две Пальмы – за «Отца в командировке» в 1986-м и «Андеграунд» в 1995-м. Но «Время цыган», самый невероятный его фильм, получил в 1989-м только приз за режиссуру. Золото ушло американскому дебютанту Стивену Содербергу – за «Секс, ложь и видео» (которое сегодня, при всём уважении к заслугам Содерберга, вряд ли кто-то захочет пересмотреть). Больше всех на такое решение обиделся Спайк Ли, в фильме которого «Поступай правильно» председатель жюри Вим Вендерс не обнаружил героев. Ли кричал, что не видит ничего героического в «чуваке, который дрочит у монитора» и едва не избил Вендерса бейсбольной битой.

Кустурица при желании мог бы обойтись и кулаками.

2. «РАССЕКАЮЩАЯ ВОЛНЫ» (Breaking the Waves)

Ларс фон Триер, 1996

История святой проститутки Бесс (в исполнении достигающей невозможного Эмили Уотсон), приносящей себя в жертву ради спасения мужа.

Самый отчаянный фильм Триера, который жюри Фрэнсиса Форда Копполы отметило лишь второй по значимости наградой – Гран-при.

Победила же крепкая социально-психологическая драма британца Майка Ли «Секреты и ложь». Своё каннское золото Триер получил в 2001-м за «Танцующую в темноте», которую поклонники «Рассекающей волны» недолюбливают – за расчётливость и слишком уж очевидную манипуляцию чувствами.

-19

3. «ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ» (Offret)

Андрей Тарковский, 1986

Притча о семье писателя Александра (Эрланд Юзефсон – один из любимых актеров Бергмана), переживающей наступление Апокалипсиса в добровольной самоизоляции на острове Готланд.

Последний фильм Тарковского – возможно, самый хрупкий и строгий.
-20

Тарковский – среди тех гениев, у которых каннского золота нет.

Хотя без призов из Канна он не уезжал никогда. Даже участвуя в фестивале вне конкурса.

«Андрей Рублев» получил журналистский приз ФИПРЕССИ в 1969-м, «Сталкер» – приз экуменического жюри в 1980-м. «Жертвоприношение», как и «Солярис» в 1972-м, было награждено второй по значимости премией – Гран-при; жюри возглавлял американец Сидней Поллак (которого у нас в 1980-е знали в первую очередь по комедии «Тутси»). Обидно вдвойне: победил-то один из самых слабых фильмов во всей каннской истории – напыщенная «Миссия» Роланда Жоффе (того самого, кто годы спустя превратит роман ЛДПР-овца Алексея Митрофанова в фильм «Ты и я» про фанаток t.A.T.u.) Когда в 1983-м первый снятый за пределами СССР фильм Тарковского «Ностальгия» получил в Канне только приз за режиссуру, поговаривали, что виноват в том входивший в состав жюри Сергей Бондарчук, не допустивший победы режиссёра-невозвращенца. В 1986-м Бондарчук и Тарковский снова встретились в Канне, но уже как соперники: в конкурсе был «Борис Годунов», который, в отличие от «Жертвоприношения», не получил ничего.

-21

4. «ПИАНИСТКА» (La pianiste)

Михаэль Ханеке, 2001

Беспощадная драма по роману Эльфриды Елинек; с Изабель Юппер в роли профессора Венской консерватории Эрики Кохут;

про тёмные бездны внутри всего, что может показаться «белым и пушистым» – от людей до искусства.

Ханеке – как и Кустурица, дважды лауреат Канна: у него есть «Пальмы» за «Белую ленту» в 2009-м и «Любовь» в 2012-м; любимчик фестиваля, чего уж. «Пианистка» заслуживала «Ветвь» уж точно не меньше, чем «Любовь», но проиграла «Комнате сына» Нанни Моретти, получив от жюри актрисы Лив Ульман второй по значимости приз.

-22

5. «КОРОТКИЙ ФИЛЬМ ОБ УБИЙСТВЕ» (Krótki film o zabijaniu)

Кшиштоф Кесьлёвский, 1988

Короткая версия «Короткого фильма об убийстве» входит в сериал «Декалог», парадоксально интерпретирующий 10 библейских заповедей; эта часть, как ясно из названия, посвящена «Не убий». Убийств в фильме два: одно совершает молодой полудурок Яцек (Мирослав Бака), задушивший таксиста ради жалкой выручки, другое – легальное, руками закона: казнь преступника Яцека через повешение.

Кесьлёвский – один из тех великих, кому каннского золота не досталось, – получил от жюри Этторе Сколы утешительный «приз жюри» (Palme d’Or 1988-го года – у «Пелле-завоевателя» Билле Аугуста). Один из самых несправедливых каннских итогов: ничего равного «Декалогу» в 1980-е в кино не было. Даром, что снят он для ТВ.

-23

5 безупречных победителей

Промахов в решениях каннских жюри было немного. Но и среди шедевров, получивших каннское золото (не обязательно Золотую Пальмовую ветвь – она вручалась с 1955-го по 1963-й, в 1964-м фестиваль вернулся к безликому Главному призу, а та Palme d’Or, которую мы знаем как символ Канна, действует с 1975-го года), есть особо важные.

1. «КРИМИНАЛЬНОЕ ЧТИВО» (Pulp Fiction)

Квентин Тарантино, 1994

Второй (после «Бешеных псов») фильм мало кому на тот момент известного независимого американца, одержимого кино. Тёмная лошадка конкурса, в котором Никита Михалков соревновался с Андреем Кончаловским, Аббас Кьяростами – с Кшиштофом Кесьлёвским, Патрис Шеро – с братьями Коэн. Однако жюри Клинта Иствуда выбрало чуждого всем киношным истеблишментам новичка – и нет в каннской истории решения более смелого и более правильного;

а эра Квентина не закончилась до сих пор.
-24

2. «ДИКИЕ СЕРДЦЕМ» (Wild at Heart)

Дэвид Линч, 1990

Сексуально-рок-н-ролльная сказка про Сэйлора (Николас Кейдж) и Лулу (Лора Дерн), бродягу в куртке из змеиной кожи и его смешную девчонку, чья мать-ведьма (Дайана Лэдд – мать Лоры Дерн в реальности) отправляет по следу сбежавших любовников убийцу.

Возмутительное и пророческое решение жюри Бернардо Бертолуччи, давшее старт настоящим лихим 1990-м.

И эпохе Линча, конечно.

-25

3. «СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ» (La dolce vita)

Федерико Феллини, 1960

Купание грандиозной шведки Аниты Экберг в римском фонтане Треви – самый растиражированный, но далеко не единственный из великих эпизодов, сложенных Феллини в упоительную и саркастичную мозаику.

Ослепляет даже в ч/б.
-26

4. «ДЯДЮШКА БУНМИ, КОТОРЫЙ ПОМНИТ СВОИ ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ» (Loong Boonmee raleuk chat)

Апичатпонг Верасетакул, 2010

Тихая, почти бессобытийная, но абсолютно магическая сказка тайского гения Апичатпонга (для друзей – Джо), в которой беззаботно умирающий Бунми встречается и с прошлыми жизнями, и с сыном, вернувшимся из небытия в обличье мохнатого йети...

-27

Если оценивать каннских призеров по коммерческим составляющим, «Дядюшка Бунми» будет плестись в самом конце списка – тем ценнее награда Канна, прибавившая очень своеобразному фильму зрителей. Итоги были элегантно «спродюсированы» фестивалем: в гиперреалистическом конкурсе того года «Бунми» оказался единственным фантазийным фильмом, ну а жюри возглавлял Тим Бёртон.

Разве он мог пройти мимо такого волшебства?
-28

5. «СЛОН» (Elephant)

Гас Ван Сэнт, 2003

В мае 2003-го просвещенное человечество предрекало каннский триумф «Догвилю», однако победил «Слон», получивший не только золото, но и приз за режиссуру (сейчас такое запрещено регламентом).

За неожиданным решением стояла воля председателя жюри Патриса Шеро и сегодня очевидно, что им двигала не одна только вредность, а гениальное предвидение.
-29

Гас Ван Сэнт вошел в историю «Аптечным ковбоем» и «Моим личным штатом Айдахо». Потом снял «Умницу Уилла Хантинга» и вдруг попал в «оскаровский» пул. Опасения по поводу «исправления» Ван Сэнта вроде бы подтвердил следующий его фильм «Найти Форрестера».

Но тут Гаса как будто молнией ударило,

и он разразился бессюжетным абсурдистским гей-этюдом на музыку Арво Пярта «Джерри». В «Слоне» звучит «попсовый» Бетховен, герои совсем не ирреальны – обычные старшеклассники из Портленда, финал же (как, кстати, и в «Догвиле») озаряют сполохи адского пламени: двое учеников, воспользовавшись доступностью оружия, устраивают в школе бойню.

-30

Подобная жуть дала каннскому победителю 2004-го года Майклу Муру повод снять хлесткий док «Боулинг для Колумбины». «Слон» от опытов Мура очень далек, он продолжает движение Ван Сэнта в сторону эксперимента. Плавность камеры-сомнамбулы превращает школьную бытовуху в фильм-балет, имеющий прямое отношение к абстрактной живописи. Уподобленные электронам подростки – как цветовые пятна; обладатель соломенно-желтых волос Джон носит солнечную майку, спортсмен Натан – красное пятно, смертоносные Эрик и Алекс – шары цвета хаки. Очевидна и социальная глубина:

из мелких деталей Ван Сэнт создает глобальную картину общества жесткой иерархии, стерильной еды и стерильных отношений – задолго до неопуританского разгула наших дней.

Локальный апокалипсис финала выглядит единственным логичным разрешением: сход с орбиты – неизбежность. Что подтверждается практикой.

-31

Автор: Вадим Рутковский, журнал CoolConnections