История легендарного МиГ-21, самого массового сверхзвукового самолета, знала несколько крутых виражей. Прирожденный воздушный боец, к концу своей основной карьеры в советских ВВС он все чаще стал выступать в роли разведчика и... ударного самолёта. И выяснилось, что есть боевые ситуации, где и в этом амплуа ему нет равных.
Только в первый год Афганской войны "двадцать первые" совершили более 5000 бомбовылетов, расстреляли по наземным целям свыше 1500 пушечных боекомплектов и выпустили бесчисленное количество неуправляемых авиационных ракет, спасая жизни танкистов, десанта и мотопехоты, попавших в традиционные душманские засады.
В декабре 1979 года советское командование начало поэтапный ввод войск в республику Афганистан. Вскоре на аэродроме Кабула сели две первых эскадрильи военных самолётов. Это были не самые новые, но по-прежнему боевые "двадцать первые" МиГи, часть из которых модифицировали под ударные цели. Некоторые из них приходилось переделывать прямо на аэродромах базирования.
В руководстве СССР просчитывали разные варианты развития событий, в том числе и противодействие авиации сопредельных мусульманских стран, где значимые силы ВВС имелись у Пакистана и Ирана. Опасения эти оказались напрасными. Самые последние "двадцать первые", серии "бис", остались без привычной боевой работы. Зато в других ролях и МиГу, и его пилотам пришлось потрудиться, что называется, в поте лица. За неделю до начала 1980ого года советская авиация начала патрулирование нескольких районов Афганистана.
Довольно скоро выяснилось, что небо над Афганистаном фактически пустое. А вот на земле ситуация была совсем иной. Уже в мае 1980 года в засаду попала рота 66-мотострелковой бригады, с большими потерями. Срочно требовалась воздушная поддержка войск на марше и дежурное звено, способное нанести удар в самые короткие сроки. МиГ-21бис, с его пушкой, мощным двигателем и совершенным прицельным оборудованием, стал очень подходящим для афганских условий легким бомбардировщиком, а порою и штурмовиком. Последняя из советских модификаций легендарного истребителя, неожиданно для себя оказалась в роли скорой авиационной помощи.
Подвески для бомб, блок НАРов, подвесной бак и пушка ГШ-23Л, вот обычный арсенал МиГ-21 модификаций "бис" и "ПФМ" в самом начале афганских событий. По легенде, их называли "веселыми". Из-за того, что они быстрее всех прилетали на помощь попавшим в засаду частям в первый год войны. Скорость мешала точности бомбометания, а у летчиков ещё не было достаточного опыта. Но и такая поддержка дорогого стоила. Со временем пилоты научились лихо штурмовать тесные ущелья и вычислять огневые точки душманов в любой складке местности. Несколько десятков тысяч вылетов, сотни спасенных жизней солдат. Уже летом советская авиация разработала тактику, которая сделала нападение на караваны совсем рискованным занятием. Теперь в каждом конвое был авиакорректировщик, наводивший самолеты с земли. Истребители-бомбардировщики наносили удары в тесной координации с вертолетчиками. Немало засад было разгромлено, благодаря быстрой реакции ВВС, на острие которой оказывались стремительные "двадцать первые" .
Пока у душманов не было ПЗРК "двадцать первые", вольготно летавшие возле самой земли, разгоняли рёвом двигателей вьючные караваны, с которыми моджахеды получали боеприпасы. НАРами и пушкой МиГи, заходившие парами, отсекали возможность подтянуть подкрепления и создавали сплошную завесу огня в разведанных районах засад. Фугасными бомбами ФАБ-250 и ФАБ-500 разрушались более основательные укрепления и горные норы душманов.
Старые модификации "двадцать первого" довольно быстро были отозваны, но МиГ-21 бис оставался в строю, несмотря на то, что в части поступили более подходящие для Афганистана Су-25. У душманов появились "стингеры" и небронированные МиГи, с одним двигателем, несли потери. Но заменить их полноценно было нечем .
"Бисы" проработали почти всю войну. Последний бой с их участием зафиксирован во время Рамитской операции, в марте 1988 года. До начала вывода Советских войск из республики Афганистан осталось два месяца. После вывода, часть машин оказалась в распоряжении Вооруженных сил Республики Афганистан.
В Афганской войне не было победителей, но МиГу себя винить не в чем. Боевые задачи, в непривычной роли, он выполнил с честью, как и пилоты, чьими стараниями были спасены жизни многих наших парней.
Последние три десятилетия Миг-21 всё чаще используется как скоростной ударный самолет, и его применение, в этом качестве, связано с массой конфликтов и войн. В том числе и с последними событиями в Сирии. Об этом мы расскажем в одном из наших следующих материалов. Ставьте палец вверх и подписывайтесь, если материал показался вам интересным.