Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Роман и Франческа" (СССР, 1961) и "Высокий перевал"(СССР, 1982)

Роман и Франческа. СССР, 1961. Владимир Денисенко. Сценарист Александр Ильченко. Актеры: Павел Морозенко, Людмила Гурченко, Анатолий Скибенко, Михаил Заднепровский, Софья Карамаш, Сергей Петров, Татьяна Бестаева, Алексей Смирнов и др. 27,2 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссер Владимир Денисенко (1930-1984) поставил 11 полнометражных игровых фильма, из них только два («Роман и Франческа» и «Высокий перевал») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

-3

Цветная мелодрама «Роман и Франческа» рассказывала о любви советского моряка (Павел Морозенко) и симпатичной итальянки (Людмила Гурченко) в условно-бутафорской манере, пригодной, скорее, для оперетты.

-4

Зрители XXI века, тем не менее, ценят этот фильм именно за наивность и трогательность: «Да, наивная сказка, но светлая, чистая. После фильма просто хочется быть достойным Любви. Это фильм моего детства, юности, я пронес любовь к нему через всю жизнь» (Равен).

-5

Высокий перевал СССР, 1982. Режиссер и сценарист Владимир Денисенко. Актеры: Наталья Наум, Константин Степанков, Любовь Богдан, Тарас Денисенко, Александр Денисенко и др. 12,2 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-6

Военную драму «Высокий перевал» посмотрело вдвое с лишним меньше зрителей, чем «Романа и Франческу», что и понятно – история с экрана была рассказана совсем не развлекательная.

-7

Лев Корнешов (1934-2005) писал об этом в своей статье в журнале «Искусство кино» так: «Борьба с националистическими бандами - этой «пятой колонной» гитлеризма – тема для советского кинематографа не новая. ... Думается, обращение к этой теме сегодня, в 80-е годы, не случайно: в мире идет острая идеологическая борьба, и буржуазная пропаганда всячески стремится гальванизировать развенчанные и опровергнутые всем ходом нашей жизни идейки национальной вражды» (Корнешов, 1983: 14).

-8

В целом положительно оценивая идеологическое и художественное качество «Высокого перевала», Л. Корнешов обратил внимание и на профессиональные просчеты этой ленты (Корнешов, 1983: 19). Корнешов Л. На крутых перевалах истории // Искусство кино. 1983. № 3. С. 14-22.

-9

Рецензия на «Высокий перевал» в журнале «Советский экран» была также положительной: «Высокий перевал» - фильм суровый, жесткий, порой полный трагизма. И режиссер не облегчает, не приукрашивает событий» (Курган, 1983: 6). Курган О. Партии рядовая // Советский экран. 1983. № 1. С. 6-7.

-10

В силу событий последних лет тематика фильма «Высокий перевал», увы, весьма актуальна…

Александр Федоров, 2020