Найти тему
Александр Уткин

Баба, город и торжество феминизма

Вид Москвы с Бабьего городка. 1880-е годы. А.П. Боголюбов
Вид Москвы с Бабьего городка. 1880-е годы. А.П. Боголюбов

Замоскворечье, как и любой старый район Москвы хранит свои красивые легенды. История названия двух Бабьегородских переулков рядом с Большой Якиманкой - одна из них. Что же за бабий город такой?

Обратился к двум условным первоисточникам - историку Татищеву и москвоведу Загоскину.

Татищев копнул очень глубоко - в август 1382 года, в момент нашествия Тохтамыша. Когда хан шел на Москву, чтобы «аннулировать» результаты Куликовской битвы, несколько сотен баб из окрестных деревень, которых не пустили в Кремль (граница тогдашней Москвы) из-за угрозы голода , разбили лагерь на территории сегодняшнего Музеона. Соорудили укрепления «из земли и палок», а когда подошли татары и предложили сдаться, пригласили 50 ордынцев вроде как на переговоры. Всех бабы наши убили и головы "повыметали". Держали оборону пару дней, а потом с другой стороны реки москвоский воевода прислал лодки и эвакуировал бабий спецназ. 

Загоскин в "Москве и москвичах" рассказывает о "бабьем городке" складнее, но как легенду, «изустное народное предание».  Время в рассказе не обозначено, но скорее всего - 16 век, период войн с Литвой и отражения набегов крымских татар. Появились татары под Москвой, а войско русское - «на литовском фронте». Великий князь дал команду: женщин и детей отправить в ближайшие города на Север и Северо-Запад, а мужчинам держать осаду в Кремле.

Но несколько сотен посадских баб  не захотели «налегке» уходить и бросать нажитое добро. Вместо этого  «…собрались, выбрали место за Москвой-рекой, обнесли тыном, окопались, снесли туда пожитки, запаслись едою и оружием…». Про 50 отрубленных голов здесь ничего не сказано, все культурно, без "тарантиновщины", но «...дали им (татарам) отпор, что они света Божьего не взвидели!» 

На самом деле, правда гораздо прозаичнее - в этом месте берега Москвы-реки регулярно укрепляли сваями, которые забивали подвесными «бабами». Поэтому замоскворецкое урочище между Голутвинской слободой и Крымским бродом назвали «Бабьим городком».

Сюжет легенды - полное торжество феминизма. Победа слабого пола в рукопашной над регулярным войском - «апофигей» условного равенства полов. Деми Мур в фильме-манифесте "Солдат Джейн"(1997) о таком и мечтать не могла. Из ярких примеров, известных мне, с «бой-бабами» может сравниться разве только 30-летняя женщина-капитан самого большого в мире скотовоза Stella Deneb (213 м длина, 20 000 голов крупного рогатого скота + 2500 овец).

Вопрос: много ли в персонажах, выбирающих сознательно такой путь, остается от женщины, (в классическом понимании) ?  Защитницы "Бабьего городка" превратились в вояк поневоле.

Небольшой скотовоз, встреченный в 200 милях севернее островов Зеленого мыса,  обходил нас с наветренной стороны. Коровий запах чувствовался за несколько миль при очень свежем ветре.
Небольшой скотовоз, встреченный в 200 милях севернее островов Зеленого мыса, обходил нас с наветренной стороны. Коровий запах чувствовался за несколько миль при очень свежем ветре.

Подписаться