Найти в Дзене
Анапское Черноморье

"Чарли не сёрфят". ТОП-6 лучших фильмов о вьетнамской войне

Среди множества представителей жанра военной драмы кино о вьетнамской войне всегда занимало особую нишу. Пожалуй, ни один милитаристский конфликт не привлёк такого внимания величайших мэтров мирового кинематографа и не породил столько шедевров. Если вам хорошо знаком вопрос «Ты со мной разговариваешь?!», вы точно знаете, что в начале и конце фразы нужно чеканить «Сэр!», и вы обожаете запах напалма поутру, либо хотите узнать, что всё это означает, – этот топ для вас!

«Охотник на оленей» (1978 год, рейтинг 18+)

-2

Когда-то режиссёра «Охотника» Майкла Чимино жёстко критиковали за вольную интерпретацию фактов. Однако зрители и время всё расставили на свои места, ибо точная аллегория бьёт сильнее самой лютой истины. Есть границы, за которые лучше никогда не заходить, ведь билет на такое путешествие – в один конец.

-3

Полный символизма и безумно красивых пейзажей, которые являются полноценными действующими лицами, фильм может похвастаться и идеальным актёрским составом – одним из лучших в истории кино.

«Взвод» (1986 год, рейтинг 16+)

-4

Фильмам о вьетнамской войне в целом свойственна тема психологического надрыва солдат. Однако «Взвод», поставленный ветераном кампании Оливером Стоуном на основе собственных воспоминаний, открыл принципиально иной взгляд на драматические события.

-5

Главным героем здесь стал именно взвод как воинское подразделение, которое атакует и изнуряет не только сильный противник, но и внутренние противоречия. В пропитанных запахом смерти джунглях смерть стоит выше жизни, зло держит верх над добром, а личные амбиции одного могут стоить жизни многим. Прекрасный, практически райский пейзаж оттеняет и уродует мастерски воссозданный военный антураж.

«Цельнометаллическая оболочка» (1987 год, рейтинг 16+)

-6

Пожалуй, нетленка Стэнли Кубрика стала лучшим наглядным воплощением теории двойственности Карла Юнга. Насыщенный динамичный сюжет, психологическая «накачка» с первых же минут, смерть и хаос под философские рассуждения главного героя обеспечили «Оболочке» заслуженное место в топе военных картин всех времён и народов, а отдельные её сцены породили многочисленные заимствования.

-7

Среди главных достоинств – лучшая роль в карьере Мэтью Модайна («Шутник»), а также блистательная актёрская работа профессионального военного (Ли Эрми), сыгравшего профессионального военного (сержант Хартманн).

«Апокалипсис сегодня» (1979 год, рейтинг 18+)

-8

Грандиозное кинополотно Фрэнсис Форд Коппола выпустил после колоссального успеха «Крёстного отца-2», и «Апокалипсис сегодня» мгновенно стал культовым, хотя и не собрал урожая «Оскаров», подобно жизнеописанию семьи Корлеоне. Некоторые ветераны считают «Апокалипсис» самой правдивой лентой о той войне, а режиссёр, получив гран-при Каннского фестиваля – «Золотую пальмовую ветвь», изрек знаменитое: «Мой фильм не о Вьетнаме, он и есть Вьетнам».

-9

О том, с какими трудностями пришлось столкнуться съёмочной группе, писать не стоит – информацию несложно найти в интернете. Однако трата невероятного количества сил, нервов, средств и здоровья была не напрасной: получился монументальный, умный, страшный и при этом потрясающе красивый фильм.​ Притча о войне, безграничной власти, безумии и о том, что из мясорубки никогда не выйдешь чистым.

«Таксист» (1976 год, рейтинг 18+)

-10

Возможно, одна из наиболее точных, бьющих наотмашь демонстраций посттравматического синдрома. Война во Вьетнаме закончилась, Трэвис Бикл вернулся домой, но бои продолжаются – теперь в его голове. Физически он здоров, но его сознание искалечено, а раны неизлечимы, хотя сам он этого не сознаёт. Напряжение нарастает с каждой сценой, и трагедия неизбежна.

-11

​Безупречная режиссура Мартина Скорсезе, гениальный актёрский перформанс Роберта де Ниро, блистательный сценарий Пола Шредера сделали «Таксиста» шедевром на все времена, породившим массу подражаний, цитирований и заимствований, тайных и явных. Так, недавний суперхит «Джокер», по сути, не более чем пересказ «Таксиста», истории о съехавшем с катушек хорошем парне, который, в общем-то, хотел всего лишь быть кому-то нужным.

«Форрест Гамп» (1994 год, рейтинг 12+)

-12

Вьетнам – отнюдь не центральная тема самого мягкого по рейтингу и, пожалуй, наиболее попсового фильма в этом топе. Однако именно эта война оставила важнейший след в судьбе главного героя драмы и его друга – лейтенанта Дэна Тейлора.

-13

Режиссёр Роберт Земекис нащупал тонкий баланс между трагичным и комичным, даже боевые эпизоды сняты с налётом несерьёзности. Впрочем, его Форрест Гамп, человек с отклонениями в психическом развитии и открытым, по-настоящему добрым сердцем, и воспринимает жизнь именно так, легко и без лишнего пафоса. Он совершает подвиг не для того, чтобы его признали героем, а потому что искренне хочет помочь бойцам своего взвода. И не понимает, почему так страдает потерявший ноги лейтенант – главное же, что не погиб! Своим жизнелюбием он помогает Дэну справиться с депрессией, вытаскивает из адской глубины отчаяния и помогает одолеть «вьетнамский синдром». В финале мы видим счастливого Тейлора, женившегося на вьетнамке, и понимаем: война, наконец, осталась позади.

Сергей Лёвин и Дмитрий Носков, специально для «Анапского Черноморья»