Эта статья является третьей из серии о Крыме. Все материалы основаны на трехнедельном пребывании автора Кристиана Мюллера в Крыму в мае-июне 2019. Я напомню, что он с женой Анной Ветлинска прилетел в Крым из Швейцарии, чтобы своими глазами посмотреть что изменилось на полуострове после присоединения его к России в 2014 году. Кристиан Мюллер является членом редакционной группы Infosperber.ch, имеет докторскую степень по истории и конституционному праву, десятилетиями работал журналистом и редактором. Я переведу для вас все его статьи о поездке в Крым.
Лишь немногие в Западной Европе знают город Керчь. С населением почти 150 000 человек Керчь меньше чем Севастополь, и расположен на другом конце Крыма, в самой восточной точке.
Но Керчь очень интересный город для тех, кто интересуется политикой и историей - по трем причинам:
- Город занимал ключевую позицию при наступлении немецких войск. Здесь особенно отчетливо видны жестокость немецкого вермахта и готовность советских солдат и гражданского населения России защищаться.
- В ответ на референдум в марте 2014 года, когда жители Крыма решили снова захотеть стать частью России, Украина перекрыла канал, по которому из реки Днепр поступала вода в Крым. Закрывать водоснабжение означает подвергать население жажде и голоду или полностью изгнать его с полуострова.
- Реакция России на действия Украины состояла в том, чтобы как можно быстрее построить мост в Керчь с материковой части России. В настоящее время мост завершен и открыт для свободного движения легковых и грузовых автомобилей.
Сопротивление немецкому вермахту
22 июня 1941 года войска гитлеровской Германии напали на Советский Союз. Уже в ноябре вермахт занимался захватом Крыма, чтобы на юге вторгнуться на территорию Советского Союза. Шли ожесточённые бои и за город Керчь на самом востоке Крыма, который вскоре был взят.
Отношение немецких войск к евреям здесь особенно запомнилось. 27 ноября 1941 года местный комендант сообщил в службу поддержки: «Уничтожение евреев ускоряется из-за угрозы продовольственной ситуации в городе». На следующий день евреям города было приказано собраться утром на рынке. Оттуда их перевезли в соседнюю деревню и расстреляли в траншее. Около двух с половиной тысяч евреев Керчи были убиты в течение нескольких часов.
Советские войска смогли вновь высадиться на полуострове, вермахт был вынужден ненадолго отступить. Однако уже в мае 1942 года Керчь был вновь завоёван. Около 30 тысяч советских солдат погибли и более 150 тысяч попали в плен.
Около 14 000 советских солдат и жителей смогли спрятаться в подземных каменоломнях Аджи-Мушкай - так называемых катакомбах. Поскольку там не было ни света, ни воды, ни еды, укрывшимся людям приходилось снова и снова выходить из пещер, чтобы добыть еду и воду для укрывшихся - возвращались лишь немногие. Они были обнаружены и расстреляны немецкими войсками. Затем немцы начали пускать ядовитый газ в подземные ходы и пытались использовать бомбы для разрушения известняковых сооружений, которые стали крепостью. Советские солдаты оставались там более пяти с половиной месяцев, не сдаваясь. В конце концов большинство из них умерло от жажды и от голода в темных пещерах. Только 30 октября немцам удалось занять катакомбы. Осталось всего около сотни выживших, большинство из них были казнены в Симферополе на следующий день. Всего остались в живых около десяти человек из 14 000 - которые смогли рассказать об этом потомкам.
В Керчи нынешнее поколение прекрасно знает о боях с немцами. Из более чем 100 тысяч жителей города Керчь около 15 тысяч погибли, другие были угнаны на работы в Германию, только немногие выжили и остались в самом городе. Это была высокая цена, которую заплатили горожане и советские солдаты для защиты своего Отечества, они, затормозили дальнейший марш немецких войск почти на полгода - и эти шесть месяцев были очень важны для Красной Армии, чтобы подготовить оборону внутри России против гитлеровских войск.
Не удивительно, что в память об этом сопротивлении 14 тыс. советских солдат и жителей был установлен большой монумент, к которому люди до сих пор приносят цветы: В память о своих великомучениках, которые тогда пожертвовали собой для защиты от немецкой оккупации. Мы с женой были там в воскресенье и видели много людей которые приехали чтобы возложить цветы. Многие были с детьми, чтобы они и их потомки не забывали своих предков, которые отдали свои жизни за свою Родину.
Украина пытается поставить Крым на колени
16 марта 2014 года, вопреки воле новой киевской власти и после кровавых столкновений на Евромайдане в Киеве, крымчане на референдуме приняли решение отказаться от Украины и войти в состав России. В ответ Украина прекратила подачу электроэнергии в Крым всего через несколько дней после референдума, а через месяц перекрыла канал который осуществлял подачу воды из реки Днепр. Этот водный канал строился в советские времена с 1961 по 1971 год, который приносил до 1,8 миллиарда кубометров воды в год в северную, степную, сухую часть Крыма вплоть до Керчи. С помощью этой воды можно орошать около 3000 квадратных километров сельскохозяйственных угодий, что примерно равно площади швейцарского кантона Во.
Украина думала, что может вернуть людей Крыма такими жесткими мерами. Полное ошибочное суждение! Во время нашего почти трехнедельного пребывания в Крыму, несмотря на многочисленные разговоры с людьми из всех слоев населения и из разных районов, мы не нашли мужчину или женщину, которые хотели бы вернуться в Украину. Действия киевской власти, такие как блокировка подачи электроэнергии или осушение Северо-Крымского канала, возымели обратный эффект на жителей Крыма, которые окончательно разочаровались в Украине, и пришли к окончательному выводу, что воссоединение с Россией было их абсолютно правильным решением.
Наконец-то мост на материковую Россию
Если западные телезрители слышали слово Керчь, то это только из-за нового моста, который Россия построила в рекордно короткие сроки и который был открыт 15 мая 2018 года для движения по нему автомобилей до 3,5 тонн. Тяжелым грузовикам разрешено проезжать по нему с октября 2018 года. Открытие железнодорожного моста с аркой длинной 227 м запланировано на осень 2019 года , который идет параллельно автомобильному мосту, но полностью отделен от автомобильного моста в целях безопасности.
Фактически, один мост уже был между Крымом и материковой Россией в нескольких километрах дальше на север и на сейсмически гораздо менее безопасной земле. Однако 20 февраля 1945 года некоторые из свай не выдержали плавучих льдин, и мост рухнул.
После Второй мировой войны всегда существовали проекты строительства моста между Керчью и материковой частью России. С 1991 года, после провозглашения независимости Украины, обсуждение и планирование этих проектов прекратилось, поскольку Украина была не заинтересована в более тесной связи Крыма с Россией, и уж тем более в транспортной связи. Это резко изменилось в марте 2014 года, когда жители Крыма на референдуме решили отделиться от Украины и воссоединиться с Россией.
Длина моста - 19 км, Длина самого длинного проема - 227 м, высота прохода под аркой - 33 м. В результате корабли любого размера больше не могут заходить в Азовское море. Россию обвиняют не только в том, что она контролирует Керченский пролив в нарушение международного права, но и в намеренной задержке прохождения некоторых судов, что приводит к большим дополнительным расходам для соответствующих судоходных компаний.
Вскоре после воссоединения началось строительство новой трассы «Таврида» от Керчи через Симферополь и Бахчисарай до Севастополя. Многие участки маршрута уже можно проехать. Крым совершенствуется для коммерческих перевозок, за этим последует экономический рост за пределами портовых городов.
Существуют выборочные проверки
Мы с женой пересекли новый мост на нашим арендованном автомобиле в обоих направлениях - мы остановились на ночь на полуострове Тамань в Краснодарском крае России. На обратном пути нас остановили полицейские на подъездной дороге к мосту, а затем проверили. Очевидно, это была выборочная проверка, сравнимая с выборочной проверкой, которая также проводится на таможенных пунктах между Германией и Швейцарией. Это нас не удивило, потому что даже известные в Украине политики высказывались о возможном подрыве моста украинскими диверсантами.
Когда три офицера попросили меня открыть капот, я не смог это сделать, мне никогда не приходилось делать это на Hyundai. Офицеры спросили у меня разрешение чтобы им самим открыть капот - получив разрешение, они его открыли, и что же там было? а там был - Мотор! Мы все смеялись, офицеры пожелали нам счастливого пути и помахали на прощание.
И конечно же, я хотел сфотографировать мост с хорошего ракурса. Местные жители посоветовали нам откуда это лучше всего сделать. Хотя без полного привода туда действительно было трудно добраться, но в итоге все прошло гладко. И через полчаса мы стояли там и восхищались этим техническим шедевром, несколько больших и малых кораблей прошли через проход из Азовского моря в Черное море.