Найти тему
У них о нас

Швейцарский историк побывал в Крыму (часть 3)

Оглавление

Эта статья является третьей из серии о Крыме. Все материалы основаны на трехнедельном пребывании автора Кристиана Мюллера в Крыму в мае-июне 2019. Я напомню, что он с женой Анной Ветлинска прилетел в Крым из Швейцарии, чтобы своими глазами посмотреть что изменилось на полуострове после присоединения его к России в 2014 году. Кристиан Мюллер является членом редакционной группы Infosperber.ch, имеет докторскую степень по истории и конституционному праву, десятилетиями работал журналистом и редактором. Я переведу для вас все его статьи о поездке в Крым.

Новый мост возле Керчи соединяет Крым с материковой частью России
Новый мост возле Керчи соединяет Крым с материковой частью России

Лишь немногие в Западной Европе знают город Керчь. С населением почти 150 000 человек Керчь меньше чем Севастополь, и расположен на другом конце Крыма, в самой восточной точке.

Но Керчь очень интересный город для тех, кто интересуется политикой и историей - по трем причинам:

  • Город занимал ключевую позицию при наступлении немецких войск. Здесь особенно отчетливо видны жестокость немецкого вермахта и готовность советских солдат и гражданского населения России защищаться.
  • В ответ на референдум в марте 2014 года, когда жители Крыма решили снова захотеть стать частью России, Украина перекрыла канал, по которому из реки Днепр поступала вода в Крым. Закрывать водоснабжение означает подвергать население жажде и голоду или полностью изгнать его с полуострова.
  • Реакция России на действия Украины состояла в том, чтобы как можно быстрее построить мост в Керчь с материковой части России. В настоящее время мост завершен и открыт для свободного движения легковых и грузовых автомобилей.

Сопротивление немецкому вермахту

22 июня 1941 года войска гитлеровской Германии напали на Советский Союз. Уже в ноябре вермахт занимался захватом Крыма, чтобы на юге вторгнуться на территорию Советского Союза. Шли ожесточённые бои и за город Керчь на самом востоке Крыма, который вскоре был взят.

Отношение немецких войск к евреям здесь особенно запомнилось. 27 ноября 1941 года местный комендант сообщил в службу поддержки: «Уничтожение евреев ускоряется из-за угрозы продовольственной ситуации в городе». На следующий день евреям города было приказано собраться утром на рынке. Оттуда их перевезли в соседнюю деревню и расстреляли в траншее. Около двух с половиной тысяч евреев Керчи были убиты в течение нескольких часов.

Старые известняковые карьеры в Аджи-Мушкай состоят из километров подземных переходов, часто высотой менее двух метров. Здесь без света и воды около 14 000 советских людей закрепились и сражались с нацистскими захватчиками. Эти пещеры можно посетить с гидом. (фото Кристиана Мюллера)
Старые известняковые карьеры в Аджи-Мушкай состоят из километров подземных переходов, часто высотой менее двух метров. Здесь без света и воды около 14 000 советских людей закрепились и сражались с нацистскими захватчиками. Эти пещеры можно посетить с гидом. (фото Кристиана Мюллера)

Советские войска смогли вновь высадиться на полуострове, вермахт был вынужден ненадолго отступить. Однако уже в мае 1942 года Керчь был вновь завоёван. Около 30 тысяч советских солдат погибли и более 150 тысяч попали в плен.

Около 14 000 советских солдат и жителей смогли спрятаться в подземных каменоломнях Аджи-Мушкай - так называемых катакомбах. Поскольку там не было ни света, ни воды, ни еды, укрывшимся людям приходилось снова и снова выходить из пещер, чтобы добыть еду и воду для укрывшихся - возвращались лишь немногие. Они были обнаружены и расстреляны немецкими войсками. Затем немцы начали пускать ядовитый газ в подземные ходы и пытались использовать бомбы для разрушения известняковых сооружений, которые стали крепостью. Советские солдаты оставались там более пяти с половиной месяцев, не сдаваясь. В конце концов большинство из них умерло от жажды и от голода в темных пещерах. Только 30 октября немцам удалось занять катакомбы. Осталось всего около сотни выживших, большинство из них были казнены в Симферополе на следующий день. Всего остались в живых около десяти человек из 14 000 - которые смогли рассказать об этом потомкам.

После вылазки для поиска воды и продовольствия люди часто возвращались с ранениями, их нужно было лечить. Здесь их лечили, а также ампутировали ноги или руки - без электричества, при свечах. (фото Кристиана Мюллера)
После вылазки для поиска воды и продовольствия люди часто возвращались с ранениями, их нужно было лечить. Здесь их лечили, а также ампутировали ноги или руки - без электричества, при свечах. (фото Кристиана Мюллера)

В Керчи нынешнее поколение прекрасно знает о боях с немцами. Из более чем 100 тысяч жителей города Керчь около 15 тысяч погибли, другие были угнаны на работы в Германию, только немногие выжили и остались в самом городе. Это была высокая цена, которую заплатили горожане и советские солдаты для защиты своего Отечества, они, затормозили дальнейший марш немецких войск почти на полгода - и эти шесть месяцев были очень важны для Красной Армии, чтобы подготовить оборону внутри России против гитлеровских войск.

При входе в катакомбы посетители часто возлагают цветы. Они также показывают пещеры своим детям. Дети должны знать и помнить, ради чего их деды и прадеды отдали свои жизни. (Фото Кристиана Мюллера)
При входе в катакомбы посетители часто возлагают цветы. Они также показывают пещеры своим детям. Дети должны знать и помнить, ради чего их деды и прадеды отдали свои жизни. (Фото Кристиана Мюллера)

Не удивительно, что в память об этом сопротивлении 14 тыс. советских солдат и жителей был установлен большой монумент, к которому люди до сих пор приносят цветы: В память о своих великомучениках, которые тогда пожертвовали собой для защиты от немецкой оккупации. Мы с женой были там в воскресенье и видели много людей которые приехали чтобы возложить цветы. Многие были с детьми, чтобы они и их потомки не забывали своих предков, которые отдали свои жизни за свою Родину.

Украина пытается поставить Крым на колени

16 марта 2014 года, вопреки воле новой киевской власти и после кровавых столкновений на Евромайдане в Киеве, крымчане на референдуме приняли решение отказаться от Украины и войти в состав России. В ответ Украина прекратила подачу электроэнергии в Крым всего через несколько дней после референдума, а через месяц перекрыла канал который осуществлял подачу воды из реки Днепр. Этот водный канал строился в советские времена с 1961 по 1971 год, который приносил до 1,8 миллиарда кубометров воды в год в северную, степную, сухую часть Крыма вплоть до Керчи. С помощью этой воды можно орошать около 3000 квадратных километров сельскохозяйственных угодий, что примерно равно площади швейцарского кантона Во.

Так выглядел канал, построенный в советское время из Днепра до Северного Крыма: до референдума в марте 2014 года.
Так выглядел канал, построенный в советское время из Днепра до Северного Крыма: до референдума в марте 2014 года.

Украина думала, что может вернуть людей Крыма такими жесткими мерами. Полное ошибочное суждение! Во время нашего почти трехнедельного пребывания в Крыму, несмотря на многочисленные разговоры с людьми из всех слоев населения и из разных районов, мы не нашли мужчину или женщину, которые хотели бы вернуться в Украину. Действия киевской власти, такие как блокировка подачи электроэнергии или осушение Северо-Крымского канала, возымели обратный эффект на жителей Крыма, которые окончательно разочаровались в Украине, и пришли к окончательному выводу, что воссоединение с Россией было их абсолютно правильным решением.

Так сейчас выглядит канал после того, как Украина остановила приток воды в Крым. Вы хотите, чтобы крымчане голодали и вернулись?
Так сейчас выглядит канал после того, как Украина остановила приток воды в Крым. Вы хотите, чтобы крымчане голодали и вернулись?

Наконец-то мост на материковую Россию

Если западные телезрители слышали слово Керчь, то это только из-за нового моста, который Россия построила в рекордно короткие сроки и который был открыт 15 мая 2018 года для движения по нему автомобилей до 3,5 тонн. Тяжелым грузовикам разрешено проезжать по нему с октября 2018 года. Открытие железнодорожного моста с аркой длинной 227 м запланировано на осень 2019 года , который идет параллельно автомобильному мосту, но полностью отделен от автомобильного моста в целях безопасности.

Фактически, один мост уже был между Крымом и материковой Россией в нескольких километрах дальше на север и на сейсмически гораздо менее безопасной земле. Однако 20 февраля 1945 года некоторые из свай не выдержали плавучих льдин, и мост рухнул.

После Второй мировой войны всегда существовали проекты строительства моста между Керчью и материковой частью России. С 1991 года, после провозглашения независимости Украины, обсуждение и планирование этих проектов прекратилось, поскольку Украина была не заинтересована в более тесной связи Крыма с Россией, и уж тем более в транспортной связи. Это резко изменилось в марте 2014 года, когда жители Крыма на референдуме решили отделиться от Украины и воссоединиться с Россией.

Длина моста - 19 км, Длина самого длинного проема - 227 м, высота прохода под аркой - 33 м. В результате корабли любого размера больше не могут заходить в Азовское море. Россию обвиняют не только в том, что она контролирует Керченский пролив в нарушение международного права, но и в намеренной задержке прохождения некоторых судов, что приводит к большим дополнительным расходам для соответствующих судоходных компаний.

Вскоре после воссоединения началось строительство новой трассы «Таврида» от Керчи через Симферополь и Бахчисарай до Севастополя. Многие участки маршрута уже можно проехать. Крым совершенствуется для коммерческих перевозок, за этим последует экономический рост за пределами портовых городов.

Существуют выборочные проверки

Мы с женой пересекли новый мост на нашим арендованном автомобиле в обоих направлениях - мы остановились на ночь на полуострове Тамань в Краснодарском крае России. На обратном пути нас остановили полицейские на подъездной дороге к мосту, а затем проверили. Очевидно, это была выборочная проверка, сравнимая с выборочной проверкой, которая также проводится на таможенных пунктах между Германией и Швейцарией. Это нас не удивило, потому что даже известные в Украине политики высказывались о возможном подрыве моста украинскими диверсантами.

Когда три офицера попросили меня открыть капот, я не смог это сделать, мне никогда не приходилось делать это на Hyundai. Офицеры спросили у меня разрешение чтобы им самим открыть капот - получив разрешение, они его открыли, и что же там было? а там был - Мотор! Мы все смеялись, офицеры пожелали нам счастливого пути и помахали на прощание.

И конечно же, я хотел сфотографировать мост с хорошего ракурса. Местные жители посоветовали нам откуда это лучше всего сделать. Хотя без полного привода туда действительно было трудно добраться, но в итоге все прошло гладко. И через полчаса мы стояли там и восхищались этим техническим шедевром, несколько больших и малых кораблей прошли через проход из Азовского моря в Черное море.

Новый мост возле Керчи соединяет Крым с материковой частью России (Фото Кристиана Мюллера)
Новый мост возле Керчи соединяет Крым с материковой частью России (Фото Кристиана Мюллера)

Первая часть рассказа

Вторая часть рассказа

Подписывайтесь на канал

Оставляйте свои комментарии