Найти в Дзене

Решаем проблему мелких длительностей! Восьмые и шестнадцатые.

Оглавление

Основная проблема, из-за которой возникают трудности с воспроизведением ритма - это отсутствие представления о том, как звучат ритмические группы. Давайте рассмотрим два самых часто используемых варианта группировки 16-х и 8-х нот, научимся правильно их считать и найдем хорошие музыкальные и словесные ассоциации для запоминания.

Что такое доля? И для чего она нужна?

Доля - это группа любых длительностей, находящихся под "одной крышей". В самом распространенном музыкальном размере - четыре четверти, все мелкие длительности, объединенные под крышей, в сумме образуют четверть. В будущем это позволит нам вести счет четвертями, укладывая в них знакомые ритмические фигуры из мелких длительностей.

Группировка 16-х нот в одной доле, слоговая система счета.
Группировка 16-х нот в одной доле, слоговая система счета.

Шестнадцатые ноты группируются по четыре штуки под одной крышей. Предлагаю считать шестнадцатые на слоги ТА-КА-ТА-КА. Такая система счета удобна для гитаристов, которые используют переменный штрих медиатором. Слоги "ТА " совпадают с нисходящими, а слоги "КА "- с его восходящими ударами. Схема так же наглядна для объяснения, я буду приравнивать к ней все ритмические группы, поскольку глядя на нее, мы понимаем, какие ноты будут "сливаться" в восьмые.

Рассмотрим два самых популярных варианта группировки 16-х и 8-х нот в одной доле!

1. "Дай денег"

Восьмая и две шестнадцатые
Восьмая и две шестнадцатые

Вверху над каждой нотой в группе написаны штрихи для гитаристов (П - вниз, V - вверх). Перечеркнутые штрихи означают, что на пропущенных нотах мы продолжаем совершать движения медиатором в воздухе, совпадающие со счетом. Остановки движения не допустимы, так как они ведут к нарушению штриха и препятствуют ровному исполнению.

Исполнять этот ритм нужно следующим образом. Сначала проиграйте ровные шестнадцатые и просчитайте их ТА-КА-ТА-КА, чтобы почувствовать ровную пульсацию. Затем переходите к ритму. Данная ритмическая фигура образовалась путем "слияния" первых двух шестнадцатых нот в восьмую. Исполняя ее, мы как бы пропускаем второй удар медиатором, при этом считаем: ТА-КА (штрих: вниз-вверх), и доигрываем две шестнадцатые ноты, соблюдая штрихи ТА (вниз) и КА (вверх). Считать можно восьмыми, как показано на самом первом примере, слева, укладывая на "раз" восьмую, а на дополнительный счет "и" две шестнадцатые. Очень хорошо запоминается со слоговой ассоциацией "Дай де-нег", где "дай" - растягивается на восьмую, а слоги "де" и "нег" произносятся быстро на шестнадцатые.

Найденные мною примеры современных песен могут не всегда могут оказаться популярными. Вот бит в ритме восьмая и две шестнадцатые, который устойчиво долбит на протяжении всей композиции Tricky - Overcome. Гитарный аккомпанемент у Johny Cash - Rusty Cage. Здесь мы слышим, что зацикленная ритмическая фигура начинается как раз этим ритмом, за которым следуют еще две восьмые.

2."Денег дай"

Две шестнадцатые и восьмая
Две шестнадцатые и восьмая

Это зеркальное отражение первого ритма. Принцип исполнения тот же, но фигура начинается с двух шестнадцатых. Мы исполняем подряд три шестнадцатые ноты ТА-КА-ТА, контролируя штрих (вниз-вверх-вниз) и досчитываем последнюю шестнадцатую - КА, но не ударяем по струне (вверх). Ритм созвучен фразе: "Де-нег дай"!

Музыкальный пример Christian Death – Sleepwalk, в основе ритм-секции звучит наш ритм - две шестнадцатые и восьмая.