Основная проблема, из-за которой возникают трудности с воспроизведением ритма - это отсутствие представления о том, как звучат ритмические группы. Давайте рассмотрим два самых часто используемых варианта группировки 16-х и 8-х нот, научимся правильно их считать и найдем хорошие музыкальные и словесные ассоциации для запоминания.
Что такое доля? И для чего она нужна?
Доля - это группа любых длительностей, находящихся под "одной крышей". В самом распространенном музыкальном размере - четыре четверти, все мелкие длительности, объединенные под крышей, в сумме образуют четверть. В будущем это позволит нам вести счет четвертями, укладывая в них знакомые ритмические фигуры из мелких длительностей.
Шестнадцатые ноты группируются по четыре штуки под одной крышей. Предлагаю считать шестнадцатые на слоги ТА-КА-ТА-КА. Такая система счета удобна для гитаристов, которые используют переменный штрих медиатором. Слоги "ТА " совпадают с нисходящими, а слоги "КА "- с его восходящими ударами. Схема так же наглядна для объяснения, я буду приравнивать к ней все ритмические группы, поскольку глядя на нее, мы понимаем, какие ноты будут "сливаться" в восьмые.
Рассмотрим два самых популярных варианта группировки 16-х и 8-х нот в одной доле!
1. "Дай денег"
Вверху над каждой нотой в группе написаны штрихи для гитаристов (П - вниз, V - вверх). Перечеркнутые штрихи означают, что на пропущенных нотах мы продолжаем совершать движения медиатором в воздухе, совпадающие со счетом. Остановки движения не допустимы, так как они ведут к нарушению штриха и препятствуют ровному исполнению.
Исполнять этот ритм нужно следующим образом. Сначала проиграйте ровные шестнадцатые и просчитайте их ТА-КА-ТА-КА, чтобы почувствовать ровную пульсацию. Затем переходите к ритму. Данная ритмическая фигура образовалась путем "слияния" первых двух шестнадцатых нот в восьмую. Исполняя ее, мы как бы пропускаем второй удар медиатором, при этом считаем: ТА-КА (штрих: вниз-вверх), и доигрываем две шестнадцатые ноты, соблюдая штрихи ТА (вниз) и КА (вверх). Считать можно восьмыми, как показано на самом первом примере, слева, укладывая на "раз" восьмую, а на дополнительный счет "и" две шестнадцатые. Очень хорошо запоминается со слоговой ассоциацией "Дай де-нег", где "дай" - растягивается на восьмую, а слоги "де" и "нег" произносятся быстро на шестнадцатые.
Найденные мною примеры современных песен могут не всегда могут оказаться популярными. Вот бит в ритме восьмая и две шестнадцатые, который устойчиво долбит на протяжении всей композиции Tricky - Overcome. Гитарный аккомпанемент у Johny Cash - Rusty Cage. Здесь мы слышим, что зацикленная ритмическая фигура начинается как раз этим ритмом, за которым следуют еще две восьмые.
2."Денег дай"
Это зеркальное отражение первого ритма. Принцип исполнения тот же, но фигура начинается с двух шестнадцатых. Мы исполняем подряд три шестнадцатые ноты ТА-КА-ТА, контролируя штрих (вниз-вверх-вниз) и досчитываем последнюю шестнадцатую - КА, но не ударяем по струне (вверх). Ритм созвучен фразе: "Де-нег дай"!
Музыкальный пример Christian Death – Sleepwalk, в основе ритм-секции звучит наш ритм - две шестнадцатые и восьмая.