Говорят, в мире нет ничего лишнего. Как известно, еще средневековая теология оправдывала существование дьявола божественной необходимостью. Любопытный взгляд на эту проблему можно найти в статье Луиджи Зойя «Другой как потенциальный враг».
Вообще, статья посвящена паранойе – специфическому расстройству с навязчивой склонностью всюду видеть происки врагов. Но тут паранойя предстает в ракурсе заразного коллективного помешательства. И автор препарирует ее функционал под лупой эволюции и истории человечества, показывая как под растущим гнетом социокультурных наслоений из необходимого для жизни биологического инстинкта различения видовой принадлежности «другого» выросли безумные проекции «абсолютного зла».
Основную беду параноика автор видит в его потребности категоричного разъединения «хорошего» и «плохого» и неспособности примириться с присутствием хоть какой-то части «плохого» в себе.
К несчастью, такие проекции чрезвычайно соблазнительны для «общественного пользования», поскольку могут служить идеальной «скрепой» для коллектива: нет ничего приятнее и успокоительнее, чем объединяться «против всего плохого». При этом «за все хорошее» по умолчанию возникает как бы само собой.
Остается лишь подыскать подходящую персонификацию зла. Ясно, что это должен быть кто-то, не похожий на нас, «другой». Холивар подан – священная война, если по-русски.
подробнее прочитать статью на на сайте www.batherapy.ru