15 мая 2020 года Ленинградский судостроительный завод "Пелла" и компания "Антей" (г. Владивосток) подписали акт приёма-передачи судна для добычи краба "Русь" проекта 03070. Событие примечательно тем, что это первый краболов, построенный в России за последние 26 лет, а также первое судно, сданное в рамках госпрограммы инвестиционных квот.
Промышленная добыча краба в России ведётся с 70-х годов XIX века. Уже с тех пор продукция поставлялась в основном на экспорт, и #крабы стали одним из источников поступления валюты в страну. Первый специализированный #флот на базе судов иностранной постройки появился в начале XX века. Второй волной краболовов можно считать строительство плавучих рыбоконсервных заводов в СССР в 1960-х годах. С 1980-х годов промысловый флот пополняли в основном суда с зарубежных верфей. В 1990-х годах у дальневосточных рыбаков стали пользоваться популярностью краболовы американского типа с клетчатыми ловушками.
Отечественные верфи промысловым флотом в новейшей российской истории практически не занимались. Одним из немногих исключений стал краболов-ярусник "Торный" проекта 0503МК, построенный на Ярославском судостроительном заводе в 1994 году. Можно сказать, что со сдачей краболова "Русь" #завод "Пелла" открыл новый этап в отечественном промысловом судостроении.
"Русь" является головным судном проекта 03070. Краболов был заложен 2 марта 2018 года. Спуск на воду состоялся 26 декабря 2018 года. Ходовые испытания в Финском заливе краболов прошёл в начале мая 2020 года.
Проект 03070 разработан конструкторским отделом завода "Пелла" на основе ярусолова проекта PL475. Головное судно по этому проекту было построено в Ленинградской области для заказчика из Норвегии в 2016 году.
Судно проекта 03070 предназначено для донного лова краба различных видов (камчатский, опилио, синий) с помощью конусных ловушек японского типа. Улов на судне хранится в живом виде в решётчатых корзинах в ёмкостях с охлаждённой морской водой (RSW-танках). Поэтому краболовы такого типа называются живовозами.
Длина судна проекта 03070 составляет 50,5 м, ширина – 12,6 м, дедвейт – около 650 тонн, мощность главного двигателя – 1200 кВт, скорость – 12 узлов. Дальность плавания составляет не менее 5000 миль. Экипаж насчитывает 28 человек. О том, как устроено машинное отделение судна "Русь" можно прочитать здесь.
Одна из главных особенностей "Руси" заключается в том, что это первое #судно для добычи краба, построенное в рамках государственной программы инвестиционных квот, действующей с 2019 года. Хотя судно было заложено раньше официального старта программы, по своим характеристикам оно полностью соответствует требованиям нормативных документов. После официального ввода судна в эксплуатацию заказчик получит от государства квоту, права на которую ранее "Антей" выкупил на аукционе.
На "Руси" серия проекта 03070 не заканчивается. В настоящее время по данному проекту в рамках программы инвестквот "Пелла" строит ещё два судна для добычи краба. Оба – по заказу компании "Островной-Краб" с Курильских островов.
Конструкторы "Пеллы" рассматривают проект 03070 как платформу для создания рыбопромысловых судов других типов. На основе проекта краболова-живовоза разработан краболов-процессор с глубокой переработкой улова на борту, комбинированный сейнер и ярусолов с бортовой выборкой. Можно предположить, что если опыт эксплуатации "Руси" окажется удачным, рыбаки будут заказывать у российских корабелов и другие суда на основе проекта 03070.