859 подписчиков

ПЕСНЯ РУССКАЯ, РОДНАЯ

233 прочитали

Сегодня хочу поделиться темой песня о песне. Все мы любим напевать, подпевать, но в одиночку, принимая душ или готовя на кухне, а раньше это было семейной традицией....... петь...

Добрый день, дорогие читатели.

Приходится признать, что многие замечательные народные традиции утрачены. Люди перестали петь. Как бы русскому человеку не жилось: плохо ли, хорошо ли, он всегда пел. Есть хорошие слова у Василия Соловьева-Седого: «От горя не плачем от песни заплачем».

Народная песня это необязательно обросшая сединой веков и потерявшая за древностью лет своего автора, а та песня, которая трогает словами, мелодией, которая сама приходит на ум в минуты радости и скорби. Её слова не надо запоминать – они, однажды услышанные, сами вырываются из души. У песни могут меняться слова, мелодия, но это не вредит ей. Песня становится намного колоритнее и роднее. По этим признакам и узнают песню, говоря: «А у нас поют не так, у нас поют по-другому».

На фотографии сидят мои односельчане, объединившись одной идеей – подвести итоги уборочной страды. Вдруг откуда - то словно маленький родничок с осторожностью, неуверенно, начинает пробиваться песня. Вначале тихо, как будто изнутри, песня льется как тонкий ручеёк, но с каждым словом набирает силу потока, становится сильной и уверенной. Её подхватывают другие голоса, и песня выливается в бурную реку.
Маевка, 1964 год. Фото из семейного архива
Маевка, 1964 год. Фото из семейного архива

Раньше было также традицией навещать родственников, просто без всякого приглашения и причины. Знали, свойство, родной приехал человек. Баба Варя приезжала и жила почти всё лето. И я помню она пела песню «Решёточка», рассказав предысторию к ней. «Мужа арестовали и отправили в далекий Север, он передал через товарищей письмо для меня. В письме были слова песни:

Хороша эта ноченька темная,
Хороша эта ночка в лесу
Выручай меня силушка ночная,
Я невинный в тюрьме пропаду."
Фото из семейного архива, 1940г.  Наташа с мужем Василием.
Фото из семейного архива, 1940г. Наташа с мужем Василием.

Приезжала в гости бабушкина сестра Наташа. Она была очень веселого нрава женщина, шутница, выдумщица. Её песней была следующая:

Коляска к дому подкатила,
Коляска о землю гремит…
Ваш сын домой с войны вернулся –
Семья вся замертво лежит…

Пропев эти слова, она громко смеялась и заражала всех весёлым смехом. Смеялись все за столом. Для меня и сейчас большая загадка, что это за песня была и почему она вызывала такую реакцию?

Из года в год пелись только эти строчки, которые вызывали смех, а песня, вроде бы грустная. Самое главное продолжение этой песни никто не знал. Как появился интернет, я разыскала слова этой песни. Оказалась это старинная народная песня:

Последний нонешний денёчек
Гуляю с вами я, друзья.
А завтра рано, чуть светочек,
Заплачет вся моя семья.
Заплачут братья мои, сестры,
Заплачет мать и мой отец,
Ещё заплачет дорогая,
С которой шёл я под венец.
Коляска к дому подкатилась,
Коляска об землю стучит.
С коляски старший восклицает:
«Готовьте сына своего!
Крестьянский сын давно готовый,
Семья вся замертво лежит.
Крестьянский сын давно готовый,
Семья вся замертво лежит.

Вот такие времена, вот такие песни, знакомые с детства. Вот такие народные традиции.

Всем хорошего дня!

   Сегодня хочу поделиться темой песня о песне. Все мы любим напевать, подпевать, но в одиночку, принимая душ или готовя на кухне, а раньше это было семейной традицией.......     петь...-3