Далеко не все народы на нашей общей планете стремятся к «благам цивилизации» До сих пор существуют этнокультурные группы, которые совершенно осознанно изолируются от цивилизованного мира и живут в согласии со своими взглядами. Однако, сохранять самобытность с каждым днём становится всё сложнее.
Жить независимо от любого государства пытаются общины русских староверов из Южной Америки.
Первые русские староверы появились в странах Южной Америки ещё в начале 20 века. Но большинство семей эмигрировали с исторической родины в период с 1930 по 1950-е годы. Путь на чужбину был долог и тернист. Спасаясь от коллективизации и репрессий, крестьяне-старообрядцы бежали сначала на Дальний Восток, затем на Север Китая – в Маньчжурию. Отношения с китайцами складывались не просто. Но иного выхода у староверов не было.
Вскоре Маньчжурия была оккупирована японцами. По воспоминаниям стариков, при японцах русским староверам жилось лучше. Однако, привычный уклад жизни обрушился с приходом в 1945 году советских войск. На русских старообрядцев смотрели, как на врагов Родины. Начались репрессии и насильственная депортация в Сибирь. Победа коммунистов в Китае окончательно лишила староверов возможности выжить и сохранить свою культуру. Китайские власти отобрали права на землю, а староверы традиционные земледельцы. По этой причине примерно 500 семей вынужденно мигрировали сначала в Гонконг, а потом на пароходах Красного Креста в Южную Америку. Общины староверов нашли приют в Бразилии, Боливии, Уругвае, Аргентине. Власти этих стран выделили им землю – участки, заросшие джунглями. Русские крестьяне остались довольны – «земля дужа плодородна» У боливийских русских даже появилась присказка: «В Боливии не растёт только, то что не посадил.
По данным Википедии, сегодня в Боливии проживает примерно 2000 русских староверов. А всего в странах Южной Америки – около 3000. Общины староверов традиционно селятся вдали от крупных городов. За несколько десятилетий русские крестьяне превратили джунгли в ухоженную землю. Им удалось делом доказать, что обеспеченная жизнь возможна благодаря честному труду, но при условии, что государство не будет мешать людям жить! Не помогать, а именно не мешать!
Как традиция уживается с цивилизацией.
Влияние современного мира всё же не обошло общины староверов. Новые технологии они допускают в свою жизнь, но очень избирательно.
В поле работают новейшие комбайны с GPS навигацией. Не отказываются от стиральных и швейных машин. Пользуются современным транспортом.
Категорически запрещён телевизор и интернет. При этом у староверов процветает предпринимательство. Они успешно продают продукты своего труда. Опровергая идею о том, что сегодня бизнес без интернета невозможен. Оказывается, возможен. В нескольких интервью предприниматели-староверы признавались, что и деловую переписку предпочитают вести на бумажных носителях.
В целом от цивилизации староверы принимают только полезные орудия труда. И не позволяют информационному потоку смести свою культуру.
За соблюдением традиций следит вся община.
Здесь не принято есть пищу из магазина. Только плоды собственных трудов. Разнообразию и качеству продуктов современный обыватель мог бы только позавидовать. Домашний хлеб из русской печи, парное молоко, творог, свежая рыба. Настоящий старовер не купит даже потрошёную рыбу у простого рыбака. Не положено. Пища должна быть «чистой»
Одежду тоже шьют сами. Мужчины носят косоворотки, женщины – традиционные сарафаны, хлопковые юбки, платья. И не только шьют, но и вышивают, сохраняя традиционную вышивку. Правда в современных вышивках встречаются и латиноамериканские элементы: тропические птицы и цветы. Традиционная одежда имеет важное культурное значение. Как известно, «встречают по одёжке», то есть распознают свой или чужой. Немыслимо видеть старовера-мужчину без бороды.
Дети обучаются в сельской общинной школе, но дополнительно изучают испанский язык. Зато литература строго цензурируется. Далеко не всё полезно читать. Родители самостоятельно обучают своих детей русскому и старославянскому языку. Русский язык здесь особенный. Нет многих советских слов, например, слова «перестройка», «гласность» боливийские русские скорее всего не поймут. Зато здесь вместо «очень» скажут «шибко», вместо «хотите» - «желаете» Староверы сохранили русский язык свойственный для второй половины 19 века, но дополнили родную речь испанскими заимствованиями.
Лингвисты утверждают, что люди, покинувшие родину, утрачивают родной язык к 3 поколению. В общине боливийских старообрядцев на прекрасном русском диалекте говорит уже 4 и 5-е поколение.
Избегают староверы и современной медицины. Женщины рожают дома. При родах помощь оказывают старшие опытные женщины. Не делают детям прививок. В качестве лечебных средств допускаются настойки и отвары трав и другие природные средства. Бывали случаи, когда староверы обращались в медицинское учреждение, но крайне редко. Периодически в общину к староверам врачи наведывались сами ради планового осмотра. И констатировали такой факт. Староверы гораздо здоровее современных жителей города. Их дети практически не болеют ОРЗ.
Семья.
Девушки выходят замуж по меркам современной морали, рано – в 14 - 15 лет. А староверы считают этот возраст вполне подходящим для брака. Часто к 40 годам у женщины уже несколько внуков имеется. Назначение женщины здесь видят в материнстве, а не в карьере. Главой семьи является мужчина. Это означает, что он принимает решения и заботится о благополучии семьи. Но от жены зависит внутренний микроклимат в семье и соблюдение традиций. Семьи староверов многодетны. Здесь не существует такого понятия: «нежелательная беременность»
Замужним женщинам полагается убирать волосы под «шашмуру». Девушкам разрешается ходить с непокрытой головой. Практически все женщины становятся домохозяйками. Официально не трудоустраиваются. Это предотвращает ассимиляцию. Браки преимущественно заключаются с мужчинами из соседних общин. Со староверами из ближних стран. Браки между родственниками до 8-го колена запрещены! Такое правило установили предки и его соблюдают строго.
Браки с соседями-латиноамериканцами не запрещены категорически. Тем более, что молодёжь староверов более открыта, чем старшее поколение, но обязательным условием считается принятие избранником чистой православной веры.
Однажды молодая девушка из общины по имени Агафья влюбилась в уругвайца и сбежала с ним. Но спустя два года вернулась с мужем и младенцем. Муж за это время выучил русский и старославянский язык. Принял веру и умел правильно молиться. Община приняла молодую семью.
Разводится у староверов не принято. Даже когда супруги расстаются по обоюдному согласию, для общины они продолжают быть супругами. Официально браки не регистрируются.
Сложности последних лет.
В последние десятилетия у русских старообрядцев возникли сложности. На их земли покушаются государственные власти. Трения с властями вынуждают многих староверов вновь задуматься об эмиграции. Несколько семей рискнули перебраться в Россию. Тем более, что российское правительство много говорило о программе по переселению соотечественников на историческую родину. Староверы исконные земледельцы, а значит для их традиционной жизни требуется земля. В среднем одна семья способна обработать до 2 тысяч гектар земли. Предполагалось, что российские власти выделят староверам землю в Приморье и Сибири, то есть как раз в тех регионах, откуда их в своё время вынудили уйти.
Однако, на деле оказалось, что выделенная земля мало пригодна для сельхоз. деятельности. Чиновники почему-то не были заинтересованы в том, чтобы устроить этих трудолюбивых людей в России по-хорошему. В результате переселившиеся старообрядцы испытывали нужду. Питаться из магазинов они не считали возможным, как и труд по найму. Кроме того, через несколько лет после переезда российским чиновникам вдруг вздумалось повысить земельный налог. Это ещё больше усложнило ситуацию. На сегодняшний день староверы снова ищут своё место в жизни. Часть староверов обживают заброшенные российские деревни. Ведь непременным условием для сохранения самобытности является удалённость от цивилизации. Несколько общин ещё остаются в Южной Америке и внимательно следят за тем, как приживутся в России их братья по вере.
Не знает, как действовать в отношении старообрядцев и российское министерство образования. По российским законам все дети России, независимо от вероисповедания семьи обязаны постигать одобренную свыше школьную программу. Но у староверов свои представления об образовании и о жизни в целом.
- Учёных хватает и без нас, - говорят староверы, - а, мы – крестьяне и дети наши –крестьянами станут. Если же мы их отправим в школу – всё. Нам конец. СВОЁ мы не сохраним.
Так что проблем хватает.
Но староверы пока держатся. Сохраняют самобытность и отстаивают своё право на жизнь. Сохраняя заодно и частицу старой, доброй Руси.
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!