Найти в Дзене
между прошлым и будущим

"Неукротимая планета" Гарри Гаррисона и школьная история

Это было очень давно. В 1979 году шестиклассница Юля пошла в новую школу. Там все было непривычно -- люди, нравы и даже само здание. А еще там проводились удивительные уроки литературы. Раз в две недели (по понедельникам) 15 минут урока отводилось на свободное чтение стихов. Любой ученик мог прочитать любое стихотворение, которое ему захочется, и что ценно -- не по программе!

А по другим понедельникам (тоже раз в две недели) 20 минут урока отводилось на любую книгу, которую школьник желал представить классу. И тоже не по программе.

Хотите рассказать о детективе? Пожалуйста. Исторический роман? Чудесно! Фантастика? Да бога ради! Документальная книга? Все, что душа пожелает. Надо было только кратко пересказать содержание книги (без финала!) и прочитать яркий отрывок. И все. Принять участие в этом представлении хотели все.

Меня очаровала эта традиция. Я тоже хотела поделиться книгой, которая меня поразила. Это был роман Гарри Гаррисона "Неукротимая планета".

Тогда -- в 1979 году -- было не принято издавать фантастику в пестрых обложках, и Гаррисона я читала в знаменитом красно-белом издании "Библиотека современной фантастики". Как раз в красном 24 томе были опубликованы два великолепных романа "Неукротимая планета" Г. Гаррисона и "Человек без лица" А. Бестера. Мелким шрифтом сообщалось, что в переводе оба романа называются совсем не так, как в подлиннике -- Deathworld "Мир смерти" -- а также приводились очень краткие биографии писателей и даже сообщалось, что "Неукротимая планета" первая книга трилогии, но в 1979 году меня это мало волновало. Сам роман казался откровением -- он будоражил мысли и чувства, он опьянял, он очаровывал.

Это еще не самое потрепанное собрание. Фотографировать свое я просто не решилась -- многие тома зачитаны чуть ли не до дыр
Это еще не самое потрепанное собрание. Фотографировать свое я просто не решилась -- многие тома зачитаны чуть ли не до дыр

Разве в наше время мы удивимся персонажу -- профессиональному игроку? А в те времена это было очень необычно. Да и сама история поражала, зато, читая послесловие Е. Парнова "Подкоп под периметр", я яростно спорила с ее автором. Какая экология?! Роман вовсе не об этом.

Хотя в какой-то миг может показаться и так.

Уверена, большинство читателей прекрасно знакомы с перипетиями фабулы романа "Неукротимая планета". И все же -- вдруг кто-то еще не читал роман -- напомню. Планета Пирр смертельна для человека. Здесь все -- растения, животные, птицы и насекомые -- стараются изничтожить людей. Но люди продолжают жить, ведя нескончаемую войну с целой планетой. Но можно ли победить целую планету? А, главное, надо ли это делать? Возможно, решение проблемы можно найти как-то иначе?

-3

И вот этот поиск выхода, столкновения идей и характеров меня необыкновенно привлекали.

Что же такое роман "Неукротимая планета"?

Боевик? Казалось бы, да. Но боевики не бывают такими умными.

Био- и ксенофантастика?

На первый взгляд да. Но вскоре понимаешь, что это тоже не так. "Неукротимая планета" это не история о чуждой нам флоре и фауне, это в первую очередь рассказ о людях и обществе. Книга умная, но при этом еще и страстная.

Гарри Гаррисон
Гарри Гаррисон

Как вы думаете, какой фрагмент романа я зачитывала в классе?

Конечно, тот, где герои решают, что делать с источником телепатической команды на единственный город пиррян. Как часто в современных книгах персонажи видят лишь один способ решения проблемы -- изничтожение врага. В романе "Неукротимая планета" пирряне тоже не представляют других вариантов, и лишь инопланетник Язон дин Альт предлагает другой выход:

– Подумай как следует! – крикнул Язон ему в спину. – Что плохого в том, чтобы попытаться устроить переговоры и объявить перемирие? А если уж не получится, испытаешь свой способ.
В отсек успело набиться довольно много народу. Керк остановился на пороге.
– Я скажу тебе, почему перемирие не годится. Это выход для трусов, понял? Ты инопланетчик, с тебя нечего спрашивать. Но неужели ты хоть на секунду можешь допустить, что я стану поддерживать такую пораженческую линию? Учти, я говорю не только за себя, а за всех нас. Мы не боимся схватки и умеем постоять за себя. Мы знаем, что без войны сможем наладить здесь совсем другую жизнь. Но если нам придется выбирать между войной и трусливым миром – мы за войну! И кончится она только тогда, когда враг будет поголовно истреблен.
Его поддержали одобрительные возгласы, и Язону пришлось напрячь голос:
– Блестяще! Уверен, ты даже считаешь свои изречения оригинальными. Но ты прислушайся – слышишь овации на хорах? Это тебя приветствуют духи всех подонков, которые когда-либо бряцали оружием и кричали о пользе войны. Они узнают свои старые лозунги. Мы-де представляем светлые силы, а противник воплощает силы тьмы. Правда, враг говорит то же самое, но это ничего не значит. Знай себе тверди старые фразы, которые губят людей, сколько существует человеческий род. «Трусливый мир» – это надо же! Мир означает отсутствие войны, прекращение военных действий. При чем тут трусость? Что ты пытаешься замазать этим путаным определением? Свои истинные побуждения? Ты их стыдишься? И правильно делаешь, я бы тоже стыдился. Скажи лучше напрямик, что ты раздуваешь войну, потому что тебе нравится убивать! У тебя и твоих убийц душа радуется смотреть, когда кто-то умирает, вот вы и стараетесь!
Наступила напряженная тишина. Все ждали, что скажет Керк. Он побелел от ярости, но держал себя в руках.
– Ты прав, Язон. Нам нравится убивать. И мы будем убивать. Все, что противилось нам на этой планете, будет уничтожено. И мы сделаем это с величайшим удовольствием.
<...>
– Ну что, Мета? – резко спросил он. – Никаких сомнений, никаких колебаний? Ты тоже считаешь, что другого пути покончить с войной нет?
– Не знаю, – ответила она. – Я не уверена. Впервые в жизни я чувствую, что может быть несколько ответов.
– Поздравляю, – с горечью сказал он. – Ты становишься взрослой.

И, подумать только, этот великолепный роман был первым романом Гарри Гаррисона. Да и сейчас, через много десятилетий он вовсе не выглядит устаревшим, хотя, случается, юные читатели не могут понять, почему гравгерой, сорвав куш, отправился на забытую богом неукротимую планету, хотя мог бы отсиживаться со шлюхами.

"Неукротимая планета" -- это роман о совести, о выборе и ответственности за своей выбор, о войне и мире, о взрослении и о том, что же такое Человек. Сейчас, в 2020 году, он читается ничуть не хуже, чем в 1979 или в 1960 г, когда был написан.

И потому я советую вам открыть книгу и прочитать ее. Кому-то впервые, а кому-то во второй, десятый или, может быть, в двадцатый раз. Хорошие книги надо перечитывать. Это того стоит.

© Юлия Р. Белова

Подборка "О фантастике"

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки
Моя страница на Фантлабе Смотрите, голосуйте

Фэнтези
6588 интересуются