Среди новинок российского кино попался мне любопытный фильм “Это не навсегда”. Такое ощущение, что это были три короткометражки, которые для солидности соединили в полный метр. Режиссеру для портфолио лучше иметь одну большую работу, чем несколько маленьких. Первая и вторая части - ерунда. А третья - вот о ней и поговорим.
В титрах утверждают, что в России полмиллиона детей воспитываются в приемных семьях. А в детдомах содержится более 50 тысяч сирот. И лишь 10% из них оказываются способы адоптироваться к нормальной жизни. Остальные спиваются, кончают с собой и уходят в криминал. Система казенного воспитания не работает. Государство еще и обеспечивает сирот бесплатным жильем. Это настоящий ад для соседей. У нас есть новостройка, куда массово заселили выпускников детдомов. А также там живут обычные люди, купившие квартиры. Им не позавидуешь: они попали в гетто, где каждый день пьянки и драки.
Каждая новелла фильма названа по имени ребенка - главного персонажа в ней. Нас интересует “Марта”. Так зовут старшеклассницу, которой родители в один прекрасный день преподнесли сюрприз, усыновив мальчика. Разговоры об этом в семье велись, но тут вдруг раз - у тебя есть братик. Ми-ми-ми!
Только это не ползающий младенец, а уже школьного возраста сорванец. Очень наглый и подлый. И ему не понравилось, что он в семье будет не единственным ребенком. Родная дочь в шоке от выходки родителей. Они хотят дать малышу шанс в жизни. Но из-за этого денег не хватает на учебу за границей для Марты.
Конечно, обучение в Европе - это из разряда “жемчуг мелкий”. Может, и зажрались. Но давайте без классовой ненависти. Вот есть у вас возможность дать своему чаду максимум. Что, экономить станете? Если да, то очень зря.
Вообще история не слишком правдоподобная, но интересная. Постановка вопроса порождает много мыслей. Лично у меня они вертелись вокруг вменяемости родителей. Марта тоже не ангел - подросток со сложным характером. Но ее мне понять несложно. И напрашивалась одна параллель с мигрантами, которые в грош не ценят местное население, не разделяют их ценности, приоритеты. Их задача - получить свой “шанс”. И ничего, если придется урвать этот кусок у других, имеющих на него больше прав. Новоявленный братец рвет альбом с фотографиями из детства Марты. Так и чужаки воспринимают местную историю. Вот такое есть у нас кино.
- Истории основаны на реальных событиях. Естественно, они художественно дополнены и оформлены, - объясняет сорежиссер картины Алена Рубинштейн. - Первая новелла “Ваня” ближе всего к реальной жизни. Остальные собраны по материалам из детских домов. У меня было жуткое состояние, когда мы зашли в детдом. Это было мое первое посещение. Ожидала увидеть железные кровати, обшарпанные обои. Но все оказалось страшнее: похоже на кукольный домик с “вылизанными” розовыми и голубыми стенами. Но что под этой красотой кроется?