«Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё происшедшее, устрашились весьма и говорили: “Воистину Он был Сын Божий”» (Мф. 27:54; см. Мк. 15:39; Лк. 23:47).
Три автора Евангелий упоминают сотника, стоявшего у подножья креста, и утверждают, что он уверовал в Иисуса. Матфей пишет, что сотник «и те, которые с ним», увидев «всё происшедшее», испугались и так или иначе признали, кем был Иисус, причём сотник выразил самую главную и прямую истину о Нём (см. Мф. 27:54). Марк говорит, что сотник, на которого особенно произвело впечатление то, как умер Иисус, сказал вслух: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (15:39). Лука тоже сообщает, что сотник, которого поразило, как сознательно и спокойно Иисус испустил дух, «прославил Бога» и воскликнул: «Истинно Человек Этот был Праведник» (23:47).
Иисус всегда испытывает наши сердца, но в особенности делает это величием Своей смерти. Он есть «путь, и истина, и жизнь…» (Ин. 14:6), но мы должны сами решить, как поступить с Ним. Принятое нами решение показывает, какие у нас сердца.
В Новом Завете говорится о четырёх разных сотниках, и каждый изображён достойным похвалы. Во-первых, это сотник, о котором иудеи сказали: «Ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лк. 7:5). Об искренней вере этого человека Иисус сказал: «Говорю вам, что и в Израиле не нашёл Я такой веры» (Лк. 7:9). Во-вторых, в Деян. 10 мы видим очень уважаемого всеми сотника из италийского полка. Это был Корнилий, человек «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим…» (Деян. 10:2). Он стал первым язычником, обращённым ко Христу. В-третьих, когда Павла привезли в Рим, его отдали Юлию, сотнику полка Августа. Лука говорит, что он, «поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием» (Деян. 27:3). Позже во время этого же путешествия, по утверждению Луки, он своим вмешательством сохранил Павлу жизнь (Деян. 27:42, 43). Четвёртый сотник — тот, кто в конце распятия вышел к подножью креста и заявил, что уверовал в божественность Иисуса (Мф. 27:54; Мк. 15:39; Лк. 23:47).
По словам Полибия, писателя II в., сотниками, как правило, назначали лучших людей в армии. Своим кратким описанием этих четырёх сотников Новый Завет подтверждает его свидетельство.
Подумайте о том, что увидел и услышал этот сотник у креста. Если ему было поручено проследить за всеми аспектами этого распятия, то он, скорее всего, надзирал за Иисусом с момента Его суда перед Пилатом и в течение всего распятия. Он был свидетелем не только всех событий в ходе распятия, но также всех предварительных событий. Он видел бичевание. Он присутствовал, когда высмеивали царское достоинство Иисуса. Он видел, как издевательски на лоб Иисуса надвинули терновый венец, как надели на Него багряницу и дали в руку трость, имитировавшую скипетр. Он видел, как самым унизительным и подлым образом плевали на Иисуса. И кроме того, он, очевидно, командовал группой воинов, сопровождавших процессию по Дороге скорби на Голгофу. Он присутствовал, когда Симону велели нести крест Иисуса. Он вблизи видел, с каким достоинством Иисус выдержал весь этот позор, все насмешки и издевательства.
Хотя это и трудно представить себе, но он стоял рядом с Иисусом, когда Его прибивали к кресту; возможно, он помогал поднять крест и установить его вертикально; и он провёл шесть часов возле креста, наблюдая за этой нелепой сценой. Когда в полдень на землю опустилась тьма, он видел её, ощущал её и вздрагивал в её мраке; но если другие покинули место события и разошлись по домам, то он остался у креста, сторожа жертвы. И наконец, он почувствовал под ногами грохот, когда «земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 27:51). И в довершение всего, он видел, как Иисус отдал Свою жизнь за мир. Он, наверное, слышал каждое слово, произнесённое Христом с креста; он видел Его характер и поведение и вблизи наблюдал, как Сын Божий по Собственной воле испустил дух.
Наверное, лишь немногим в истории мира посчастливилось так, как этому сотнику. Перед его глазами прошли все свидетельства, данные Богом посредством Его смерти на кресте, дабы породить веру! Как же он поступил с этой массой свидетельств? Вернулся к другим обязанностям, только удивляясь и пожимая плечами? Лука говорит, что некоторые так именно и поступили: «Весь народ, собравшийся на это зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» (Лк. 23:48). А как этот сотник поступил с увиденным и услышанным?
Он был достаточно искренним, чтобы обратить должное внимание на свидетельства
Этот сотник был слишком честен, чтобы позволить такой массе свидетельств ускользнуть от него. Он не мог не сказать себе: «Я должен внимательно отнестись ко всем этим явлениям, подумать над ними. Они слишком необычны, чтобы просто взять и выбросить их из головы». В какой-то степени он был как Моисей, который, увидев горящий куст, сказал себе: «Пойду и посмотрю… отчего куст не сгорает» (Исх. 3:3). Многие другие, похоже, не придали особого значения тому, что произошло у них на глазах. Они смотрели, но по-настоящему не видели. О таких, наверное, можно сказать, что они «всегда учатся и никогда не могут дойти до познания истины» (2 Тим. 3:7). Однако с этим сотником дело обстояло иначе.
Он был достаточно честным, чтобы принять свидетельства
Этот сотник не мог лишь исследовать свидетельства; он должен был их принять. Для него они были слишком полными и ошеломляющими — он не мог игнорировать их. Лука пишет: «Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: “Истинно Человек Этот был Праведник”» (Лк. 23:47).
Свидетельства позволили ему сделать три вывода. Во-первых, благодаря им он увидел, что Иисус «был Праведник» (в Российском Библейском Обществе «был невиновен»). В данных обстоятельствах это был неоспоримый факт. Если бы Иисус не был праведен, Он бы не мог быть Сыном Божьим; если бы Он не был Сыном Божьим, Он бы не мог быть нашим Спасителем. Целью Божьих свидетельств всегда было убедить все честные сердца в том, что Иисус был невинным Агнцем, закланным за грех мира.
Во-вторых, свидетельства позволили сотнику прославить Бога. Греческий текст указывает на то, что он начал и затем уже всё время продолжал прославлять Бога. Конечным результатом веры всегда бывает прославление Бога. Мы ещё не закончили воспитание своих детей, если они не прославляют Бога, и ещё не полностью приняли свидетельства об Иисусе, если не прославляем Бога.
В-третьих, свидетельства позволили ему заявить во всеуслышание, что Иисус был не только Праведник, но и что Он «был Сын Божий» (Мк. 15:39).
Он был достаточно скромным, чтобы признать свидетельства открыто
Да, этот человек уверовал. Правда, этот вопрос часто дискутируется: он сделал вывод, что Иисус был лишь необычен или же что Он действительно был Сыном Божьим? Что сотник имел в виду?
Давайте вспомним, что судили Иисуса — а сотник присутствовал на суде и всё слышал — за утверждение, что Он Сын Божий. Один из последних аргументов, выдвинутых иудеями, был: «Он сделал Себя Божеством!» Они сказали Пилату: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божьим» (Ин. 19:7). Их обвинение испугало Пилата, и он отвёл Иисуса в преторию и ещё допросил Его об этом. Сотник, безусловно, знал об этих заявлениях на суде. Исследовав свидетельства поведения Иисуса и сверхъестественных явлений вокруг Его смерти, он убедился, что Иисус был как раз Тем, за кого Себя выдавал. Чтобы добраться до истины, мы должны как следует взвесить контекст каждого отрывка, где приводится его высказывание об Иисусе. Это непременно приведёт нас к выводу, что, прежде чем сделать такое заявление, сотник уверовал в Иисуса.
Этот сотник навсегда останется в Писаниях примером того, что делает доброе сердце, когда предстаёт перед божественным свидетельством сущности Иисуса. Такое сердце внимательно исследует свидетельство, искренне признает его верным и примет как важнейшую истину жизни.
Главный вопрос для каждого из нас — «Как я поступил с самой достоверной истиной о жизни, той истиной, что Иисус есть Сын Божий?»