Чайковский писал романсы на протяжении всей своей творческой жизни. Первые вокальные пьесы, среди которых романс "Мой гений, мой ангел, мой друг" на слова Афанасия Фета, вышли из-под пера юноши Чайковского - ученика Училища Правоведения. Один из его знакомых по училищу А. Михайлов, писал: "Уже тогда музыка резко отделяла его от товарищей. Играл он превосходно". Но всё же среда, окружавшая Чайковского, не способствовала глубокому развитию музыкального дарования. Другой товарищ Чайковского Ф.И. Маслов в своих воспоминаниях пишет, что всех "забавляли только музыкальные фокусы, которые он показывал, угадывая тональности и играя на фортепиано с закрытой полотенцем клавиатурой".
Отец мальчика, всегда внимательно относившийся к его музыкальным занятиям, пригласил к нему преподавателя игры на фортепиано Рудольфа Васильевича Кюндингера, у которого Чайковский брал уроки до 1858 года. Однако на вопрос отца Чайковского Ильи Петровича, стоит ли его сыну посвятить себя музыке, Кюндингер ответил: "Музыкального таланта нет, для музыкальной карьеры он не годится". До этого юный Чайковский вместе с другими правоведами занимался с училищным музыкантом Ф.Д. Беккером.
Точная дата написания романса не установлена. По-видимому, он относится к концу пятидесятых или самому началу шестидесятых годов. На автографе романса рукой М.И. Чайковского поставлена дата "1854 г.", однако в I томе биографии Чайковского он относит этот романс к более поздним годам.
"Мой гений, мой ангел, мой друг" - романс-вальс. Мелодия его, полная искреннего чувства, напоминает своими интонациями лирический романс. Чайковский угадывается здесь в своеобразной интерпретации текста как источника основного музыкального настроения, в подчинении стихотворного начала музыкальному.
Мой гений, мой ангел, мой друг
сл. А. Фета, исп. Н. Исакова
Жизнь юного Чайковского складывалась противоречиво: внешне он мог быть весёлым и даже иногда легкомысленным, но где-то глубоко в его душе происходили сложные внутренние процессы, которые привели к решению посвятить свою жизнь музыке.