Найти тему
Holywood in Russia

Почему нам интересны "звёзды"?

"Звёздный" бизнес вполне можно объяснить как экономически разумную деятельность в том смысле, что все его звенья, создающие добавленную стоимость - сами звёзды, их агенты, продюсеры, папарацци, издатели и т.д. - зарабатывают в нём больше, чем заработали бы в другом деле. Вся журналистика о звёздах не только дьявольски популярна, но и дешева в изготовлении, чем и объясняется, что самый популярный в Америке журнал о звёздах People одновременно является и самым прибыльным журналом Америки. Чтобы стать звездой, требуется единственный талант: "способность пробиться в новости и оставаться там".

Итак, есть звёздный бизнес. Но почему мы являемся потребителями его услуг?

 Золотой глобус» 2019
Золотой глобус» 2019

Напрашивается такое объяснение: мы склонны представлять себя на месте других, более богатых и знаменитых, сексуально более привлекательных, чем большинство из нас. Под любой обёрткой - зависть, восхищение, насмешка - увлечение звёздами является игрой нашего воображения о том, каково было бы жить беззаботнее и приятнее, чем мы живём на самом деле.

Звёзды могут служить заменителями богов и героев. Недавно я перечитал "Одиссею" . Меня поразило, насколько боги Гомера напоминают звёзд жёлтой прессы. Эгоистичные и тщеславные, пьют и безобразничают, обманывают партнёров, не исполняют обещаний и требуют постоянного обожания. Разница заметна лишь в том, что греки поклонялись (боялись) своим богам, а мы смотрим на большинство звёзд со смесью поклонения и презрения. Поскольку звёзды появились вскоре после начала 20-го века, естественно предположить, что они заняли место кого-то, кто исчез примерно в то же время. В своей книге "Имидж" (1962) историк Дэниел Боорстин говорит, что звёзды заменили героев. (Именно Боорстин, а не Энди Уорхол придумал формулу, что звезда - это кто-то знаменитый своей знаменитостью, как он говорил, "человек, известный своей известностью"). Но Боорстин отмечает, что поскольку звёзды - это проекции нас самих, попытка заполнить ими отсутствие героизма внутри нас обречена на провал.

 Голливудские звезды, снятые камерой XIX века
Голливудские звезды, снятые камерой XIX века

Звёзды также играют роль социальной смазки. Они дают нам темы для разговоров, особенно в Интернете, где всевозможные проколы звёзд разрастаются до гигантских масштабов. Такие темы разговоров имеют аспект "социального нивелирования". Как спорт и погода, звёзды - тема демократичная и общедоступная. Обычные социальные барьеры (различия) между нами отходят в сторону, если нас объединяют общие развлечения или презрение к кому-то. Ритуальное публичное осуждение прелюбодеяния, пьянства на людях и других форм недостойного поведения закрепляет их неприятие обществом.

Далее упомяну разные теории из эволюционной психологии. Очевидно, что сплетни выполняют какую-то элементарную функцию. Роберт Райт в книге The Moral Animal писал: "знание о том, кто с кем спит, кто на кого сердит, кто кого обманул и т.д. даёт информацию для общественного маневрирования ради получения секса и других жизненно важных ресурсов. Поистине, все сплетни, которых жаждут люди всех культур - рассказы о триумфе, трагедии, роскоши, несчастье, необыкновенной верности, подлом предательстве и т.д. - чётко попадают в рамки информации, необходимой для выживания в обществе". Наш мозг инстинктивно не различает сплетни о наших реальных знакомых и о людях, которых мы видим по ТВ или в журналах. Вы могли заметить, что многие новости о звёздах связаны с репродуктивным (сексуальным) поведением и воспитанием детей. Голливудские звёзды заменяют для нас тесные коллективы, в которых наши предки вырабатывали свои репродуктивные стратегии.

Вот данные некоторых исследований: мужчин в основном интересуют сплетни о мужчинах, а женщин - о женщинах; нам гораздо интереснее те, кто выше нас в социальной иерархии; нам интереснее наши сверстники; нам интереснее негативные новости (кого-то арестовали), чем позитивные (кто-то получил награду). Как говорит Фрэнк МакЭндрю, профессор психологии Колледжа Нокса, мы инстинктивно собираем информацию, которая может повлиять на наш социальный статус. Негативная информация об однополых с нами особях, стоящих выше на социальной лестнице, служит нам оружием в борьбе с биологическими конкурентами.