"Звёздный" бизнес вполне можно объяснить как экономически разумную деятельность в том смысле, что все его звенья, создающие добавленную стоимость - сами звёзды, их агенты, продюсеры, папарацци, издатели и т.д. - зарабатывают в нём больше, чем заработали бы в другом деле. Вся журналистика о звёздах не только дьявольски популярна, но и дешева в изготовлении, чем и объясняется, что самый популярный в Америке журнал о звёздах People одновременно является и самым прибыльным журналом Америки. Чтобы стать звездой, требуется единственный талант: "способность пробиться в новости и оставаться там".
Итак, есть звёздный бизнес. Но почему мы являемся потребителями его услуг?
Напрашивается такое объяснение: мы склонны представлять себя на месте других, более богатых и знаменитых, сексуально более привлекательных, чем большинство из нас. Под любой обёрткой - зависть, восхищение, насмешка - увлечение звёздами является игрой нашего воображения о том, каково было бы жить беззаботнее и приятнее, чем мы живём на самом деле.
Звёзды могут служить заменителями богов и героев. Недавно я перечитал "Одиссею" . Меня поразило, насколько боги Гомера напоминают звёзд жёлтой прессы. Эгоистичные и тщеславные, пьют и безобразничают, обманывают партнёров, не исполняют обещаний и требуют постоянного обожания. Разница заметна лишь в том, что греки поклонялись (боялись) своим богам, а мы смотрим на большинство звёзд со смесью поклонения и презрения. Поскольку звёзды появились вскоре после начала 20-го века, естественно предположить, что они заняли место кого-то, кто исчез примерно в то же время. В своей книге "Имидж" (1962) историк Дэниел Боорстин говорит, что звёзды заменили героев. (Именно Боорстин, а не Энди Уорхол придумал формулу, что звезда - это кто-то знаменитый своей знаменитостью, как он говорил, "человек, известный своей известностью"). Но Боорстин отмечает, что поскольку звёзды - это проекции нас самих, попытка заполнить ими отсутствие героизма внутри нас обречена на провал.
Звёзды также играют роль социальной смазки. Они дают нам темы для разговоров, особенно в Интернете, где всевозможные проколы звёзд разрастаются до гигантских масштабов. Такие темы разговоров имеют аспект "социального нивелирования". Как спорт и погода, звёзды - тема демократичная и общедоступная. Обычные социальные барьеры (различия) между нами отходят в сторону, если нас объединяют общие развлечения или презрение к кому-то. Ритуальное публичное осуждение прелюбодеяния, пьянства на людях и других форм недостойного поведения закрепляет их неприятие обществом.
Далее упомяну разные теории из эволюционной психологии. Очевидно, что сплетни выполняют какую-то элементарную функцию. Роберт Райт в книге The Moral Animal писал: "знание о том, кто с кем спит, кто на кого сердит, кто кого обманул и т.д. даёт информацию для общественного маневрирования ради получения секса и других жизненно важных ресурсов. Поистине, все сплетни, которых жаждут люди всех культур - рассказы о триумфе, трагедии, роскоши, несчастье, необыкновенной верности, подлом предательстве и т.д. - чётко попадают в рамки информации, необходимой для выживания в обществе". Наш мозг инстинктивно не различает сплетни о наших реальных знакомых и о людях, которых мы видим по ТВ или в журналах. Вы могли заметить, что многие новости о звёздах связаны с репродуктивным (сексуальным) поведением и воспитанием детей. Голливудские звёзды заменяют для нас тесные коллективы, в которых наши предки вырабатывали свои репродуктивные стратегии.
Вот данные некоторых исследований: мужчин в основном интересуют сплетни о мужчинах, а женщин - о женщинах; нам гораздо интереснее те, кто выше нас в социальной иерархии; нам интереснее наши сверстники; нам интереснее негативные новости (кого-то арестовали), чем позитивные (кто-то получил награду). Как говорит Фрэнк МакЭндрю, профессор психологии Колледжа Нокса, мы инстинктивно собираем информацию, которая может повлиять на наш социальный статус. Негативная информация об однополых с нами особях, стоящих выше на социальной лестнице, служит нам оружием в борьбе с биологическими конкурентами.