Найти тему
The Economist Access

Туристические «пузыри»

Оглавление

Больно думать о том, что путешествовать сейчас почти невозможно, но ещё больнее становится от мысли, что за прошлый год было совершено 4,6 млрд перелётов.

В апреле этого года самолеты перевезли лишь 47 миллионов пассажиров, что значит, что сейчас мы на уровне где-то 1978 года. Это усугубляет беды мировой экономики, осложняет торговые связи, растаптывает туризм.

Неудивительно, что правительства хотят восстановить эти связи.

Набирает популярность идея создания туристических «пузырей», связывающих воедино страны, которые справились с коронавирусом.

Основания для оптимизма есть. Мы выявили потенциальные «пузыри», на их долю приходится около 35% мирового ВВП, 39% мировой торговли товарами и услугами и 42% мировых расходов на туризм.

Простое возвращение границ к довирусным временам на данный момент немыслимо. Многие эксперты в области здравоохранения, прежде всего критиковавшие ограничения на поездки, пришли к выводу, что строгий контроль полезен, особенно для стран, где имеются ещё и специфические местные инфекции.

«Каждый случай коронавируса – это потенциальное семя, которое может перерасти во вспышку», – говорит Бен Каулинг, эпидемиолог из Гонконгского университета.

Первый «пузырь» появился на свет 15 мая между Эстонией, Латвией и Литвой, среди стран, лучше всего справившихся с вирусом.

Их граждане смогут свободно передвигаться внутри этой зоны без карантина. Следующим может быть «пузырь», связывающий Новую Зеландию с австралийским штатом Тасмания.

Китай и Южная Корея запустили такой канал для бизнес-путешествий.

Основываясь на анализе данных об инфекциях, мы видим две большие зоны, которые могут возникнуть в виде «пузырей».

Первый — в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где страны от Японии до Новой Зеландии за последнюю неделю зарегистрировали менее десяти новых случаев инфицирования на 1 млн жителей. Второй — в Европе: используя более слабый порог — менее 100 новых случаев на той же основе.

Азиатско-Тихоокеанский «пузырь» будет, благодаря Китаю и Японии, составлять 27% мирового ВВП. Наш европейский составил бы 8%.

-2

Одним из показателей потенциальной ценности «пузырей» является степень их торговой интеграции, которая показывает, являются ли экономики взаимодополняющими.

Для стран Азиатско-Тихоокеанского «пузыря» в среднем 51% их общего товарооборота приходится друг на друга.

Малые страны выиграют больше всего, восстановив связь с более крупными соседями.

Свободное передвижение было бы особенно полезно для таких стран, как Таиланд и Греция, которые полагаются на туризм.

Промышленные части Европы и Азии также полагаются на рабочих-мигрантов. До пандемии до 3,5 млн человек пересекали внутреннюю границу Европейского Союза ежедневно, 700 000 — между Гонконгом и материковым Китаем.

Стоит отметить, что требования общественного здравоохранения для создания туристических «пузырей» будут жесткими.

Это трудная задача, учитывая, что Америка и Европа даже не могут договориться о том, безопасно ли мыть цыплят хлором.

Рассмотрим вопрос о том, могут ли страны с высоким, но идущим на убыль уровнем инфицирования образовывать «пузыри». Это фактически описывает Британию и Францию на данный момент: регистрируют сотни смертей в день, но не помещают в карантин граждан друг друга.

Однако это может создать две проблемы.

Во-первых, обе страны все еще призывают к социальному дистанцированию. Во-вторых, если один из них начнет побеждать вирус, он может решить закрыть свои границы для другого. Таким образом, «грязные» дорожные «пузыри», скорее всего, будут менее продуктивными и менее стабильными.

Идеал — это чистые «пузыри». Чтобы они работали, страны сначала должны контролировать инфекции внутри страны, говорит Тео Йик Ин, декан Школы общественного здравоохранения Saw Swee Hock в Национальном университете Сингапура.

Потребность в доверии сразу же ставит под сомнение Азиатско-Тихоокеанский пузырь, как это было подчеркнуто последней ссорой в регионе: Китай приостановил импорт некоторых видов говядины из Австралии после того, как он призвал провести расследование происхождения covid-19.

Возьмём путь между Южной Кореей и Китаем. До тех пор, пока у деловых путешественников перед отъездом не будет отрицательного теста на вирус, они помещаются в карантин всего на один-два дня и проходят еще один тест, прежде чем их выпустят.

Но это сопровождается кучей проблем, что объясняет, почему Китай принял только 210 южнокорейцев в первые 10 дней действия соглашения.

Майкл Бейкер, эпидемиолог из Университета Отаго в Веллингтоне, рассказывает, что развитые страны разделяются на два блока: такие, как Новая Зеландия и Южная Корея, которые стремятся уничтожить коронавирус, и такие, как Америка и Великобритания, которые просто хотят подавить его.

Эти блоки могут со временем распасться на две зоны движения, говорит он. Товары и деньги все равно будут течь между ними.

Но люди обнаружат, что их горизонты определяются тем, находятся ли они на чистой или на грязной стороне.