Найти в Дзене

МАГиЯ онлайн

Задумалась над вопросом про коренное отличие интеграции очного обучения с дистанционным и исключительно дистанционное обучение... 

Реализация очного обучения с использованием электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ): часть учебного материала изучаем и обсуждаем очно; часть – самостоятельно (под контролем или без) в системе дистанционного обучения (СДО).

Сложность. Учимся разделять важно: что изучаем коллективно с учителем и что позволяем изучать самостоятельно с последующим контролем (разного вида).

Исключительно дистанционное обучение. Нет возможности для очных встреч. Только цифровые технологии. Общение только с использованием интернет. Возможно, онлайн- и офлайн, в зависимости от цели и дидактических задач.

Сложности. Формирование контента. Организация самостоятельной работы. Новые формы деятельности. Иные формы организации контроля. Несвойственные формы коммуникации.
Сущности очного обучения с использованием ЭО и ДОТ и исключительно дистанционного
Сущности очного обучения с использованием ЭО и ДОТ и исключительно дистанционного

Итак, организация дистанционного обучения в условиях полного погружения

Взаимодействие при полном погружении происходит в триаде : учитель – система дистанционного обучения - ученик.

СДО используем для организации процесса обучения (банк информации, набор заданий, общая точка входа для участников образовательного процесса, дневник результатов деятельности). 

Линии взаимодействия выстраиваются и по вертикали и по горизонтали, в зависимости от цели, но в условиях исключительно дистанционного погружения.

Компоненты полного дистанционного погружения
Компоненты полного дистанционного погружения

Содержание заданий формируется с указанием формата выполняемой работы (или на выбор обучающегося), но с четким ограничением по количеству знаков с пробелами или допустимому объему.

Важно: в закладываемом объеме выполняемой работы возможно разместить сущность ответа и возможность проверки преподавателем всех сданных обучающимися работ на проверку.

Практичнее создавать несколько заданий, разбивая одно сложное на части: позволяет конкретизировать ответ и удобно для проверки.

Полезно результаты работы делать открытыми внутри группы (например, размещать на форуме). Это повышает ответственность обучающегося за содержание и, часто, способствует взаимному обучению.

Структурно задание в СДО включает: задачу (что нужно сделать) и способы ее выполнения (алгоритм действий).

Каждый элемент курса имеет инструкцию по реализации (зачем, для чего и как выполнять и чему следовать?)

Глаголы действий (изучить, прочитать, выполнить, проанализировать, создать и т.д.) в заданиях должны быть раскрыты по смыслу (для понимания сущности задания не только преподавателем – его автором, например). Понимать – уметь объяснить, прочитать – уметь пересказать, выполнить – например, разработать ментальную карту или сделать пиктограмму, проанализировать – например, ответить на ряд вопросов в процессе изучения контента и т.д.

Разработать график обучения с четким указанием границ выполнения работы. Полезно для организации самостоятельной работы учеником и для оптимизации работы учителя по проверке выполненных заданий. Важно: продумывать имеющиеся возможности у обучающихся на выполнение работы (вероятно, увеличение на выполнение работы – в очном формате сдача работ организована согласна расписания и обычные, ежеурочные домашние задания им и регулировались).

Я – за Дедлайн, но с возможностью сдавать работу и позже указанного времени.

Учебное задание
Учебное задание

Позитивно! Разрабатывать межпредметные задания (количество заданий «искусственно» уменьшается, а качество – повышается (одно задание вместо двух создает иллюзию количества и влияет на продуктивность). Но, для этого нужно сотрудничать коллегам-преподавателям, что дистанционно очень комфортно и удобно делать; быть знакомым с параллельно изучаемыми дисциплинами (даже через тематическое планирование, например).

Очевидно! Дистанционное обучение «стирает» временные границы. Количество заданий увеличивается. А время жизни обучающегося и обучающего – остается прежним… Важно: создавая задания, маркировать их на обязательные и дополнительные, например. Это позволяет экономить (выполню только базовые задания или буду расширять возможности) и регулировать время как на выполнение работы, так и ее проверку.

Правда, обязательно о новых возможностях (обязательные задания и дополнительные) необходимо информировать обучающихся.

Существенно! Очных встреч при полном дистанционном погружении нет. Встречи на вебинарах – согласно расписания. Письменная коммуникация может быть и закрытой. Задача обучения – обучать, а не ловить на не выполнении, на опаздывании, ошибках и т.д.

Поэтому необходимо предупреждать учеников / студентов через различные напоминания, пояснения о появляющихся сложностях, ловушках в курсе. Например, дедлайн – это…, но возможно. Выполнив задание – не забудь нажать кнопку «сохранить». Базовые задания – обязательны для выполнения. Не получается сделать работу – сообщи учителю / преподавателю. И т.д.

Всегда хорошо помнить: то, что очевидно нам, преподавателям, авторам – совсем не обязательно очевидно ученикам, студентам, слушателям.

При полном дистанционном погружении необходимо четко структурировать учебное занятие. Кстати, то, что в очном обучении может длиться 45 мин / 1 час 30 мин – при полном дистанционном погружении может быть реализовано абсолютно в другие временные промежутки.

Составляющие дистанционного учебного занятия
Составляющие дистанционного учебного занятия

При полном дистанционном погружении учебное занятие делится на: коллективную работу онлайн с педагогом, самостоятельную (индивидуальную) работу обучающихся (офлайн), самостоятельную (групповую) работу обучающихся (онлайн- или офлайн). Это достаточно серьезный этап в разработке учебного процесса и, соответственно, электронного учебного курса.