Теща. СССР, 1974. Режиссер Сергей Сплошнов. Сценарист Владимир Фиганов. Актеры: Татьяна Карпова, Галина Федотова, Александр Вдовин, Павел Кормунин, Павел Молчанов, Марк Перцовский, Юрий Медведев и др. 27,4 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Сергей Сплошнов (1907-1979) поставил всего 4 полнометражных игровых фильма: «Зеленые огни» (1955), «Наши соседи» (1957), «Любовью надо дорожить» (1960) и «Теща» (1973), но три из них вошли в число 400 самых кассовых фильмов СССР.
Мелодраматическая комедия «Теща» - из их числа.
Станислав Рассадин (1935-2012) в своей остроумной рецензии в «Советском экране» писал, что «зритель, облюбованный авторами «Тещи», должен, кажется, прямо-таки приходить в ярость, если бы авторам вдруг пришло в голову хоть что-то мотивировать, обосновывать, доказывать. И авторы, естественно, его не сердят» (Рассадин, 1974: 62). Рассадин С. Жора с вывихом, или Жестокость пустоты // Искусство кино. 1974. № 8. С. 61-68.
Но многие сегодняшние зрители, похоже со Станиславом Рассадиным не согласны:
«Добрый и веселый фильм! Смотрела с большим удовольствием» (Т. Ветер).
«Фильм совсем неплох! Проблема в нём поставлена по тем временам актуальная! Все актёры играют хорошо, убедительно» (Вольдемар).
Приезжая. СССР, 1978. Режиссер Валерий Лонской. Сценарист Артур Макаров. Актеры: Жанна Прохоренко, Александр Михайлов, Елена Иконицкая, Сергей Поначевный, Лев Борисов, Мария Виноградова, Владимир Земляникин и др. 27,4 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Валерий Лонской поставил 12 полнометражных игровых фильмов, два которых («Небо со мной» и «Приезжая») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Мелодрама «Приезжая» была тепло встречена советскими кинокритиками. Например, кинокритик Елена Бауман (1932-2017) писала, что «в её намеренно негромкой интонации, в лишенном особых хитросплетений сюжете, наконец, в постановочной неброскости заключен особый художественный принцип. Авторы стремятся пристально и внимательно вглядеться в тонкости человеческих отношений, исследовать едва приметные движения души и в конечном счете поддержать те качества души, которые связываются с нашими сегодняшними представлениями о нравственных и духовных человеческих ценностях» (Бауман, 1978: 3). Бауман Е. Еще раз про любовь // Советский экран. 1978. № 15. С. 2-3.
Мнения современных зрителей по поводу «Приезжей» расходятся порой полярно. От положительных («Фильм очень хороший, душевный. …Можно и посмеяться, и взгрустнуть» (Дульсиора), до резко отрицательных («Не люблю этот фильм, Прохоренко приторная, Михайлов невыразительный, в общем - не впечатлило» (Е. Ильхман).
А каковы Ваши мнения об этих фильмах, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020