Ионийский лад
Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодняшней статьей я открываю серию статей, которые будут посвящены подробному обзору всех семи ладов народной музыки.
Думаю, не будет сильно надуманным преувеличением, если допустить, что Ионийский лад – это первый из сознательно образованных и сформированных народных ладов. Если построить ионийский лад от ноты «до», то мы получим гамму, которая известна абсолютно каждому: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.
Формула для построения Ионийского лада: Тоника – ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН
Он состоит из двух ионийских тетрахордов, между которыми расположен связующий тон.
Платон в своем труде «Государство» отводил музыке немаловажную воспитательную роль. Основными допустимыми музыкальными ладами для грека он называл три – это сегодняшние дорийский, фригийский и ионийский (тогда они назывались иначе), а все остальные он рекомендовал отбросить, как слишком возвышенные для воспитания истинно-греческой строгости и простоты. Правда, наш Ионийский лад, который мы воспринимаем мажорным, Платон называл печальным и больше соответствующим женскому началу, чем мужскому. Однако восприятие музыки со временем меняется и порой весьма быстро и сильно. Уже Аристотель расходился с Платоном в оценке Ионийского лада и называл его наивно-детским. А со временем лад окончательно утратил плачевный характер. Второе дыхание модальным ладам придала эпоха Ренессанса, а «третье» дыхание, новое возрождение – это поздний романтизм XIX-го века и новые стили в музыке века ХХ-го.
По составу и строению Ионийский лад полностью идентиченнатуральному мажорному ладу. Однако, как уже говорилось и это справедливо для всех модальных ладов, это не одно и то же.
В модальных ладах, в отличие от тональных, отсутствуют устойчивые ступени и нет таких строгих тяготений. Устойчивый звук в ладе только один, он так и называется – устой, и это первая нота лада. Ключевыми звуками, передающими характерное звучание ионийского лада, являются IV и VII ступени.
То есть, на практике, это означает, что все звуки лада стремятся к устою, а каким способом и через какие другие ноты – это уже не столь важно. И при этом, каждая из нот, будучи достаточно долгой, может сама стать устоем для нового витка мелодии, то есть смена тональности не подчиняется нормам тональной музыки. Этим свойством модальных ладов прекрасно пользуются в джазе. Говоря о ступенях модального лада, можно обозначать их порядковыми номерами от устоя, Iй ступени. Но называть их Доминантой, Субдоминантой и т.д. будет уже неправильным. Характерные обороты для Ионийского лада – это II-I, III-I, V-IV, то есть секундовые соотношения.
Конечно, уловить и понять эту разницу можно только на практике – играть и слушать. Примеры использования Ионийского лада:
- «Затонувший собор», прелюдия, К.Дебюсси
- IV часть 7-ой симфонии Д.Д. Шостаковича
- 27й мотет цикла «Песнь Песней» Дж.П. Палестрина
- «Вдоль по Питерской», В.И. Шаляпин на основе народной песни.
Следующая статья будет посвящена подробному разбору Дорийского лада.
Если материал показался вам полезным, то поставьте, пожалуйста, «лайк», подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи. На все вопросы с удовольствием отвечу в комментариях.