"Дом стоял внутри расположенных подковой складов. Проезд во двор закрывали ворота, которые запирались вечером. Те, кто приходил поздно, звонили в звонок, и им открывали калитку в воротах сторожа складов - дядя Коля и тетя Маша". Читательница канала "Московские истории" Ирина Винярская - о своем детстве на Ольховской улице.
В детстве я жила с родителями на Ольховской улице, дом 49, - на этом месте сейчас стоит 13-этажное здание . Дом был двухэтажный, из красного, еще дореволюционного кирпича, с особенным, темным оттенком. Наш дом можно увидеть в фильме "Такси-блюз" Павла Лунгина. Мама рассказывала, что до революции здесь была гостиница, в которой останавливались те, кто приезжали в Москву, на лошадях с телегами, и привозили с собой разные товары - поэтому вокруг дома были склады. И что владелицей дома была женщина.
Трудно сказать, кому именно принадлежал дом № 49, но, по-видимому, кому-то из представителей большой семьи Сахацких. В 1862 году в Книге адресов г. Москвы зарегистрирован поручик Сахацкий Владимир Михайлович - в Басманной части, на Ольховской улице, в собственном доме. В 1859 - 1861 годах через земли Сахацких прошла линия Казанской (тогда Рязанской) железной дороги, в результате выкупа их земель они стали достаточно состоятельными. У Владимира была многодетная семья. После его смерти в 1886 году в справочниках "Вся Москва" вплоть до 1917 года были зарегистрированы его дети Сергей, Ольга, Вера и Надежда. Дома № 45, 47 с1и 47 с2, как и почти все дома на нечетной стороне Ольховской улицы до пересечения её с Нижней Красносельской, по некоторым источникам, принадлежали им.
В доме было всего четыре квартиры - две на первом этаже и две на втором. Причем отсчет начинался сверху: на втором этаже были квартиры №№1 и 2, а на первом - 3 и 4. Мы жили в квартире № 1. Квартиры были коммунальными, с необычной на сегодняшний день планировкой: открыв входную дверь, вы попадали на кухню, а уже потом, из кухни, - в коридор, откуда вели двери в комнаты жильцов.
Белье сушили на чердаке, куда вела крутая деревянная лестница (лестница с первого этажа на второй была из какого-то желтого камня). А еще на втором этаже была так называемая "холодная комната" - что-то вроде чулана, где хранились разные вещи жильцов. Мои родители хранили там лыжи и бабушкин сундук.
Дом стоял внутри подковообразно построенных складов. Проезд и проход закрывали ворота, которые открывались днем и запирались вечером. Тем, кто приходил поздно, приходилось звонить в звонок, и им открывали калитку в воротах сторожа складов - дядя Коля и тетя Маша. Они жили в сторожке справа от дома (ее видно на фото ниже). Перед домом был небольшой палисадник, за которым ухаживали жильцы первого этажа. По вечерам соседи собирались на лавочке, стоявшей справа от дома, почти напротив сторожки.
Я училась в 315-й школе, а мой сосед по квартире Олег Лукьянов - в 316-й. Когда приходила домой, мне разогревала суп соседка Мария Ивановна, а другая соседка, тетя Люся, проверяла уроки. Так как мы с ее сыном учились в разных школах, то программы у нас различались. В нашей, 315-й, быстрее проходили математику, в школе Олега - русский язык. Тетя Люся очень этому удивлялась: оба в первом классе, а учат по-разному!
Когда нам дали отдельную квартиру, у моих родителей возникли проблемы: кто мне теперь подогреет суп, кто проверит уроки? Вот тогда-то и пожалели, что нет соседей. Пришлось отдать меня на продленку в новой школе.
Еще об Ольховской улице: "Благодаря маме моей подружки я полюбила вкуснейший форшмак".
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru