Найти тему
Классическая ГИТАРА

Почему гитарные соло часто играются в таком высоком регистре?

Послушаем несколько ответов электрогитаристов.

Alessandro Tommasi

Строго говоря, в общем случае это не так, и они не должны быть такими, но, вообще говоря, это чаще всего так. Однако, эта особенность не ограничивается гитарой — например, «соло» на фортепиано часто поднимается на более высокие звуки, чем «обычно» используемые (не обязательно на очень высокие, поскольку они будут слишком высокими).

Я думаю, что причина этого та же, что делает наиболее выдающимися певцами в опере, например, сопрано и теноры — наиболее высокие певческие голоса. Более высокие ноты выпадают из более распространённого среднего диапазона остальных инструментов, и в результате выделяются из сопровождения. Восходящая гамма вызывает ассоциацию типа «слушай меня, слушай меня!» тогда как нисходящая обычно вызывает чувство, что солист «исчезает» обратно в микс.

Это не означает, что высокие партии не могут быть воспроизведены в средних или нижних регистрах. Но когда игроки или певцы хотят действительно обратить на себя внимание, они часто играют именно высокие выдержанные ноты. Главным образом потому, что этим не занимаются все остальные участники группы.

Konstantinos Kontos

По разным причинам, но по моему опыту, три причины выделяются как наиболее важные:

  • психоакустика;
  • частотная маскировка;
  • внятность исполнения.

Психоакустика: человеческий мозг более «благоприятно» реагирует на более высокие звуки, чем на низкие. Вот почему наш голос повышается в тоне, когда мы счастливы, взволнованы или злы, и поэтому мы чувствительны к крику ребенка.

Солирующие инструменты играют почти всегда в высоком регистре, это работает и вне жанров, связанных с гитарой. Например, в классическом оркестре или струнном квартете именно скрипке поручаются самые выдающиеся мелодии. Солирующие инструменты иногда называют «говорящими» инструментами, по причине, изложенной выше.

Частотная маскировка: в записанном миксе или живом исполнении каждый инструмент должен иметь определённое звуковое пространство, чтобы занять определённый диапазон частот, где он наиболее заметен.

Например, бас-гитара и бас-барабан покрывают низкие частоты, клавишные и ритм-гитары — средние, и так далее. Солирующие инструменты, такие как вокал и гитара, занимают высокие частоты (более 1,5 кГц) и дисканты (более 7 кГц). Играя таким образом, вы повышаете чёткость и разделение инструментов, что слушатели, как правило, и ожидают услышать.

Внятность исполнения: это особенно верно, когда играют техничные или быстрые мелодические линии. Басовые частоты обладают большей энергией и сустейном, превращаясь при воспроизведении с высокой скоростью в бессвязную кашу. Гитаристы решают эту проблему, играя мелодии и соло в наиболее высоких регистрах. Кроме того, при такой игре бэнды звучат более живо и отчётливо, а также их немного легче сыграть.

Martin Turner

Если вы тщательно подготовите и отстроите свой звук, у вас может быть вполне захватывающее соло и в нижней части грифа на трёх толстых струнах. В этом месте грифа звук становится очень «хриплым», потому что в нём много гармоник.

Высоко на грифе лады также ближе друг к другу, что позволяет играть быстрее, что нравится большинству гитаристов. Тем не менее, для того, чтобы сыграть в любой позиции настолько быстро, насколько кто-либо способен услышать, не требуется слишком много работы. В большинстве помещений звук становится слишком громким, если вы играете слишком быстро.

Как только вы перестаёте всегда играть высоко, преимущества, предоставляемые низкими соло, начинают становиться очевидными:

  • Куда-нибудь ещё «пойти». Наиболее очевидным преимуществом является то, что вы можете играть в разных формах гамм. Это означает, что вы не будете всегда звучать одинаково.
  • Музыкальная форма. Вы можете начать с низкого регистра и закончить в высоком. Это довольно очевидная вещь, но вы можете сделать много разного.
  • «Виолончельный регистр». Одна из удивительных вещей в виолончельных соло состоит в том, что они, кажется, проходят прямо через ваше тело! Это потому, что самая низкая нота виолончели ниже диапазона самого глубокого басового человеческого голоса, а самая высокая — выше самого высокого голоса сопрано. Виолончель может сыграть «сквозь» ваш голос (и голос каждого). Гитара не так низка, как виолончель, но достаточно низка, и игра в нижних регистрах может иметь необычайный эффект, особенно если вы выключите перегруз.