В молодой Советской республике первые автобусы стали делать в Москве и Ярославле, однако первый завод, который стал носить наименование автобусный, был организован в Горьком после войны. Кратко об отдельных моментах его истории читайте ниже.
Где выпускали первые советские Форды?
Заключение договора с Фордом в 29-м году, это случилось 31 мая, предполагало организацию производства 100 тысяч автомобилей в год. Для этого необходимо было в Нижнем Новгороде построить завод. На время строительства было принято решение производить сборку машин из поставляемых из-за океана комплектов.
Недалеко от Нижнего Новгорода располагался посёлок Канавино (сейчас это район города), где был завод, объединивший в себе несколько мелких заводиков по производству стального литья, сельхозорудий и изделий для армии. Ему дали название «Гудок Октября». Здания завода имели не полную загрузку. Через месяц после заключения договора с Фордом было принято решение об организации автосборочного производства в одном из корпусов завода.
Название нового завода соответствовало технологии — Первый автосборочный. Первые, собранные здесь Форд-АА, в количестве 10 штук покинули ворота в первый день февраля 30-го года. Здесь же собирали легковушки Форд-А. Со следующего года наладили выпуск трёхосных Форд-Тимкен. В дополнение к автомобилям заводу поручили производить для армии танкетки модели Т-27.
Как Первый автосборочный стал филиалом ГАЗа?
С начала 32-го года Нижегородский автозавод стал выпускать полуторки НАЗ-АА, которые со следующего года стали называться ГАЗ-АА. Это было связано с переименованием города, завод стал Горьковским, автомобили получили соответствующие модели. Первый автосборочный продолжал собирать Форды из оставшихся комплектов, практически приобретая статус филиала автозавода.
Он стал «кузницей кадров» для автозавода и фактически переквалифицировался на производство автобусов. В 32-м году на его площадях собрали опытный автобус, основой для которого стал ГАЗ-АА. Ему не суждено было стать серийным. С 33-го года в серию пошёл ГАЗ-3, который через четыре года модернизировали и назвали ГАЗ-03-30.
Одновременно здесь на шасси ГАЗ-АА стали выпускать пикап ГАЗ-4, а также малые партии седана с закрытым деревянным кузовом ГАЗ-6. Впоследствии все сконструированные на ГАЗе автобусы, санитарные автомобили, самосвал производились на Первом автосборочном. Некоторые из них становились серийными, другие остались опытными. Здесь же выполнялись специальные заказы и ремонт кузовов.
Юридическое подтверждение принадлежности к Горьковскому автозаводу было получено только в 40-м году, когда было принято решение о вводе Первого автосборочного в состав ГАЗа в качестве филиала. Во время войны задание по выпуску штабных автобусов и «санитарок» было увеличено. Дополнительно стали делать прицепы в виде полевых кухонь и армейских кузниц.
Как Первый автосборочный стал автобусным заводом?
После войны в начале 46-го года принимается правительственное решение об узаконивании названия завода, которому он соответствовал 15 лет — автобусный завод. Однако, чтобы аббревиатуры двух горьковских заводов не путали публику, буквы в ней переставили — ГЗА. С этого времени в СССР появился завод, который изготавливал только автобусы и был независим от ГАЗа.
С новым статусом пришли проблемы: шасси надо оплачивать предварительно, новую технику проектировать, испытывать и осваивать на заработанные средства. В последующие четыре года выпускали довоенные автобус и «санитарку». К 49-му году специалистам завода удалось спроектировать автобусы вагонной и капотной компоновки для ГАЗ-51 и вездехода ГАЗ-63.
С конца 50-го года стали выпускать ГЗА-651 капотной компоновки и «санитарку» ГЗА-653. Производство длилось не долго, в конце года заводу приказали перепрофилироваться на выпуск радиоаппаратуры. Все наработки вместе с оборудованием, инструментом и оснасткой следовало передать в Павлово (Горьковская область), где продолжили производство автобусов с 52-го года.
За всё время существования Первый автосборочный выпустил 23 модели различной техники, среди них: 4 модели легковых автомобилей, 5 моделей грузовиков, 12 моделей автобусов и 2 модели военной техники. Он передал эстафету в Павлово, где многие годы выпускают автобусы различного назначения и размерности.
Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.