Мало кто знает, что до легендарного «Бурана» в СССР был создан аналогичный аппарат для отработки посадки и полётов в атмосфере. По своим габаритам и массе прототип никак не отличался от «Бурана».
Строительство «Большого транспортного самолёта второго» (он же «БТС-2») завершилось в 1984 году. Главным отличием от «Бурана» стали четыре двигателя «АЛ-31» общей тягой в 40 тонн. Практически всё бортовое оборудование было таким же, как и на будущем космолёте. «БТС-2» обладал длиной в 36 метров и размахом крыла в 24 м. При собственной массе в 92 тонны он мог развивать скорость до 600 км/ч. Пилотировали машину два человека.
Впервые аппарат поднялся в небо в конце 1984 года. До запуска «Бурана» он совершил 32 полёта, в 24 из которых было отработано множество посадочных ситуаций. К сожалению, после свёртывания программы «Буран», «БТС-2» использовался лишь в музейных целях.
До 1999 года он находился в лётно-исследовательском институте в Жуковском. После этого он был передан в аренду в австралийскую компанию «BSC». Обанкротившись в 2000 году, она выплатила России лишь четверть от условленной цены.
Следующим покупателем советского изделия стала Сингапурская компания, собиравшаяся показывать его на различных фестивалях. Однако после выставки в Бахрейне в 2002 году, «БТС-2» был заблокирован в столичном порту на 6 лет.
В 2008 году, по завершению всех судебных тяжб, НПО «Молния» продало «БТС-2» музею техники в немецком Шпайере за 10 миллионов евро. Там изделие находится и по сей день в особом павильоне.