«Говори Аарону и сынам его следующее: так благословляйте сынов Израиля…» (Бемидбар 6:23).
Почему Всевышний избрал именно коэнов для того, чтобы благословлять народ? Ведь известно, что святость народа Израиля зависит от изучения и знания Торы!? Об этом говорит в стих: «Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы Б-гу вашему» (Бемидбар, 15:40). И чем ближе человек к Торе, чем большими знаниями он обладает, тем больше он освящен. Именно такому человеку подобало бы участвовать в благословении народа. Так почему же Всевышний передал эту заповедь не мудрецам Торы, а потомкам Аарона, если приоритеты так очевидны?
Говорится в трактате Сота (386), что право произносить благословение на кубок с вином (во время благословения после трапезы) желательно дать тому, кто обладает доброжелательностью.
Это учится из стиха: «Доброжелательный будет благословен, ибо дал он от своего хлеба бедному» (Мишлей, 22:9). Мудрецы Талмуда толкуют эти слова так: не читай: «Доброжелательный будет благословен», а читай: «Доброжелательный будет благословлять». А Маарша поясняет: именно доброжелательному следует дать право на благословение, потому что воздействие благословения во многом зависит от доброго намерения благословляющего. И Всевышний наделил коэнов правом благословлять народ Израиля, потому что им присуща доброжелательность. Но неужели все без исключения потомки Аарона одинаково доброжелательны, и даже мудрецы Торы не могут с ними в этом сравниться? Конечно, нет.
Маарша открывает для нас важный принцип: очень важно, чтобы благословляющий от всей души желал удачи тому, кого он благословляет.
И в случае с благословением всего народа коэны больше других подходят на эту роль. Почему?