Дистанционное обучение в общеобразовательных школах вроде как закончилось, но всё, что с ним связано, продолжает вызывать живой интерес общественности и прессы. На днях случился очередной всплеск: "Дума приняла новый закон! Теперь дистанционное обучение будет в школах постоянным"! Так ли это?
Публикации в СМИ
Наверное, основным источником информации для читающих граждан послужила статья в "Российской газете", помещённая и в Интернет-версии за 27 мая 2020 года "Принят закон о дистанционном обучении при ЧС" Татьяны Замахиной (ссылка на статью). Эта статья была скопирована и размещена множеством других сайтов, ну и, само собой, пошли самые смелые прогнозы и комментарии вплоть до того, что все школы переведут на дистанционную форму обучения к 2024 году, а традиционная школа исчезнет как таковая. Что же такого, по словам автора "Российской газеты", сотворили депутаты Государственной Думы в апреле 2020 года, что пошла такая волна общественного внимания? А написано в статье следующее:
Госдума приняла закон о порядке дистанционного обучения в стране в случае введения режима ЧС или повышенной готовности.
и далее:
Согласно поправкам, в случае введения указанных режимов "реализация образовательных программ, а также проведение государственной итоговой аттестации может проводиться дистанционно". При этом дистанционное обучение может вводиться вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных образовательных стандартах и других актах.
Как ещё можно понять эти слова как не введение дистанционного обучения в общеобразовательных школах при объявлении особых обстоятельств? И объяснение вроде как исчерпывающее дано о необходимости принятия поправок к закону:
Один из авторов инициативы, глава комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова ранее прокомментировала документ "РГ". По ее словам, одномоментный переход российских школ на дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса выявил ряд пробелов в российском законодательстве.
Сенатор привела пример: в случае наводнения или пожара ребята смогут в дистанционном формате продолжить образование. При этом она призвала не усматривать в этих поправках желание властей перевести школу в онлайн-режим на постоянной основе. "Ни о какой замене не идет речь. Мы лишь донастраиваем систему и создаем правовое поле, чтобы регулировать все процессы", - сказала Гумерова.
Какое счастье, теперь после принятия законопроекта с поправками в Совете Федерации и после подписания Президентом России недельки, наверное, через две, когда уже каникулы будут в самом разгаре, ученики смогут, наконец, дистанционно обучаться!
Принятие закона
Закон в таком виде, в каком направлен в Совет Федерации, принят едва ли не на коленке: в законопроект по изменению целевого обучению в вузах, который был внесён ещё в декабре 2019 года ещё за подписью бывшего ныне председателя Правительства РФ Медведева Д.А., внесена поправка по введению дистанционного обучения в условиях чрезвычайных ситуаций, которая по смыслу никак почти не вяжется с законопроектом, просто изменения в тот закон "Об образовании в Российской Федерации". В спешке пристроили дополнительный пункт к первому попавшемуся подходящему законопроекту. А что за спешка то такая? Учебный год в школах уже закончился. И без этой поправки как-то провели дистанционное обучение, да и чем бы она помогла? На видеозаписи голосовании с сайта Госдумы член Комитета по образованию и науке депутат от "Единой России" Касаева Т.В. что-то невнятное произносит по поводу этой поправки и все единогласно голосуют за неё (в смысле, за поправку). Точно ли все поняли, за что проголосовали? (вот ссылка на видео 27.05.2020). Будем надеяться, что все.
Ну и содержание изменений
Кратко и по основным пунктам: вносится часть 17 в статью 108 "Заключительные положения", ранее эта статья закона заканчивалась шестнадцатой частью. Вступают в силу положения части 17:
При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части
Даже при угрозе - интересно, а какими признаками нужно руководствоваться, чтобы принять решение о наличии угрозы? То есть, если бы закон имел обратную силу, то всё верно - как объявили режим повышенной готовности, так уже и можно было переходить на дистант. Только закон обратной силы не имеет, за исключением случаев смягчения вины или ответственности. А тут вроде ничьей вины и не надо устанавливать?
И что же там вводится при условии угрозы или введения режима ЧС?
реализация образовательных программ, а также проведение государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных профессиональных образовательных программ, осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
И это вне зависимости от запрета в обычных условиях проводить обучение исключительно дистанционным образом. Ну и ещё одно условие:
если реализация указанных образовательных программ и проведение государственной итоговой аттестации без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны
То есть, если всё-таки можно перенести, то тогда никакого дистанционного обучения. Что касается общеобразовательной школы, то всё сформулировано как по шаблону - проводить обучение дистанционно, а вот про экзамен - НИЧЕГО.
Но ведь если закон обратной силы не имеет, то значит в последней четверти 2019/2020 учебного года дистанционное обучение с использованием информационных технологий проводилось вроде как незаконно? А если законно, то зачем о том же самом принимать закон ещё раз? Что за хитрый ход такой? Вопросы, вопросы... а законопроекты штампуют и штампуют.
Традиционно: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, комментируйте, ну и подписывайтесь на канал.