Немецкие танки пользовались репутацией пусть и не самых надёжных, но крайне опасных боевых машин. Даже орудие Panzer IV к концу войны было весомым аргументом против массовых танков СССР и союзников. Тем не менее, в сети чаще всего вспоминают о «Тиграх», как самых грозных танках третьего рейха. Так же, бытует мнение, что до 1942 года Германия вообще не имела тяжёлых танков. Но что, если я скажу, что это не так?
Что это за танк?
Так вот – с 1935 года на вооружении Германии состоял один из самых популярных видов танков в категории тяжеловесов. Но более чем уверен, что большая часть аудитории так и не поняла, о чём идёт речь… А речь идёт о многобашенном танке. Как это не странно, свои машины имела не только Британия и СССР. Третий рейх ещё в 1933 году позаботился о составлении технического задания для популярного на тот момент типа штурмовых многобашенных танков.
Танк имел название Neubaufahrzeug. Масса танка 24 тонны с двигателем мощностью 290 лошадиных сил. Бронирование 13 мм по кругу, кроме лба корпуса. Он был усилен 20 мм стальными пластинами. Вооружение состояло из трёх башен. Центральная башня вращалась на все 360 градусов и оснащалась двумя пушками с пулемётом. Калибры 75, 37 и 7.92 мм соответственно. Так же машина обладала двумя вспомогательными пулемётными башнями. Что самое интересное – Neubaufahrzeug обладает сравнительно не большим количеством членов экипажа в сравнении с другими аналогами. 6 танкистов против минимальных 8.
История.
Проект танка Neubaufahrzeug стартовал в 1933 году. Изначально им занималась фирма «Рейнметалл». В 1934 году проект был воплощён в металле в количестве двух экземпляров из не броневой стали. К тому времени, масса составляла 20-21 тонну. От принятого на вооружение образца, танк отличался нестандартным расположением вооружения. Пушки находились одна над другой.
В целом, военных танк устроил, но в результате испытаний выяснилось, что расположение пушек крайне неудобное для обслуживания и ведения огня. В первую очередь жалобы поступили от заряжающих. В конечном итоге, проект доработали. Корпус остался прежним, но башню радикально изменили. Ею занялась фирма Krup… Пушки расположили горизонтально, а в центральной башне появился пулемёт. Внутренний объём увеличился, а рядом с главными калибрами удалось разместить спаренный пулемёт.
Машину приняли на вооружение в 1935 году, но крупносерийного производства не добились… Не взирая на использование уже созданных агрегатах и довольно хорошей надёжности шасси, с конвейера сошло всего три танка с полноценной бронёй и вооружением. Проблема оказалась в фирме Krup. Она не могла обеспечить коллегам из Rheinmetall необходимым количеством башен. Ещё одна причина – дороговизна танка в целом, но особенно много стола башня. На неё приходилось по разным данным от 40% до 50% всей стоимости.
Чтобы напугать потенциальных противников, немцы распускали слухи о нескольких сотнях таких танках, часто перенаносили камуфляж, бортовые номера, фотографировали, тем самым создавая иллюзию массовости.
Единственное боевое применение состоялось 9 апреля при захвате Норвегии. Три танка успешно прорвали оборону и приняли участие в параде по центральным улицам столицы – Осло. Neubaufahrzeug боролся преимущественно против английских войск вместе с Panzer I и Panzer II.
В результате заключительных боёв, один из многобашенных танков был подбит из 25 мм противотанкового орудия. Его удалось отремонтировать и ввести в строй, но незадолго после, экипаж одной из машин увяз в болоте и был вынужден ликвидировать боевую машину.
С 1941 по 1942 год, два оставшихся танка находились в Дании, а в начале 1943 года, судя по трофейным документам, Neubaufahrzeug были отправлены на разбор и переплавку.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.