Это продолжение комплекса теоретических статей о кинематографе.
В первой статье мы разобрались в композициях сценария, во второй поговорили о деавтоматизации фильмов, в третьей раскрыли сущность "абъектного". Теперь поговорим об идеях Андре Базена, а также о формалистской и конструктивистской теории кино.
Андре Базен - это критик и теоретик кино, один из основателей легендарного журнала "Les Cahiers du cinéma", лоно французской новой волны. Журнал стал популярен благодаря радикальным взглядам на "папочкино кино", которое они хотели реформировать и смыть в унитаз. Сам Базен проповедовал теорию авторского кино и считал, что кино должно быть "чистым". От чего же кинематограф следовало очищать?
Чтобы ответить на этот вопрос вкратце рассмотрим формалистскую (классический Голливуд) и конструктивистскую (советский авангард) теории кино.
В классическом кино зритель - невидимый свидетель экранных событий, который одновременно дистанцирован от истории (сидит в зале и ему ничего не угрожает) и погружен в неё (эмоционально переживает события). Задача режиссёра сохранить дистанцию и рассказать историю так, чтобы зрительский мозг поверил в происходящее на экране. А чтобы мозгу было комфортно, фильмы снимаются бесшовно и естественно.
Но эта естественность достигается с помощью художественного преувеличения, потому что зритель поверит в искусственно созданную реальность, если она будет приукрашена. Таковы правила. Ракурс съёмки, постановка света, движение камеры, построение мизансцены - эти и другие мелочи незаметно манипулируют зрителем, заставляя поверить в происходящее и сопереживать.
Отдельно надо сказать о монтаже. Человеческий мозг болезненно воспринимает разрывы между кадрами, эти микросекунды нарушают целостность фильма и иллюзию его реальности. Но учёные вычислили, что если монтировать кадры в сцене определённым образом, то мозг легче их обработает и даже поможет мысленно соединить. Так родились законы монтажа. Таким образом, в формалистской теории кино монтаж - это соединение кадров для их комфортного считывания. Кадры - это частички паззла, которые нужно ровно сложить, чтобы получилась ясная картинка.
Вы скажете, а разве может быть по-другому? Это же и ежу понятно, что лучший монтаж - незаметный монтаж. Но не всё так просто.
Абсолютно другое мнение о монтаже высказывал Сергей Эйзенштейн, наш великий режиссёр и теоретик кино. Он считал, что зритель во время просмотра должен быть вовлечён не только эмоционально, но и интеллектуально. Опираясь на свои идеи, Эйзенштейн разработал несколько видов монтажа, основанных на разных видах движения и темпоральности. По его мнению, монтаж - это не соединение кадров, а их столкновение! Сами по себе кадры - это ячейки, самостоятельные единицы, которые в конфликте друг с другом рождают новые смыслы.
С помощью "монтажа аттракционов" (так это называл сам Эйзенштейн) режиссёр управляет зрительским восприятием и внушает какую-либо идею, например, о гибельности империализма.
Как вы видите, и в первой, и во второй теории манипуляция зрительским восприятием играет важное значение. Неважно заметна это или нет.
Вернёмся к нашим Базенам и ответим на поставленный в начале вопрос: от чего Базен хотел "очистить" кино?
Базен хотел очистить кино от манипулятивности режиссуры и монтажа. Фильм всегда несёт в себе идеологию, где-то в меньшей, где-то в большей степени. Базен считал, что кино, как самое массовое из искусств, должно минимизировать это воздействие и быть максимально реалистичным. Это позволит зрителю беспристрастно оценивать события на экране, а не через призму режиссёрского мнения и государственной идеологии.
По Базена в "чистом кино" задача режиссёра сводится к художественному отсеиванию показываемых событий. Никаких монтажных решений или указаний, как нужно выставить свет, только выбор истории на эстетический вкус автора.
Кино должно не отражать реальность, а быть её частичкой, чистой и прозрачной. Камера, в таком случае, выполняет роль окна с видом на улицу, где и разворачивается драма.
За идеал "чистого кино" Базен считал неореалистические фильмы, которые создавались при естественном освещении, зачастую без профессиональных актёров.
"Похитители велосипедов" - вот идеальный фильм по словам Базена. В своих работах он описал его так: "Ни актеров, ни сюжета, ни режиссуры; словом, в идеальной эстетической иллюзии действительности—никакого кино". (цитата из книги "Что такое кино?" Андре Базена)
А как вы считаете способно ли кино избавиться от манипулятивности и идеологии?? Пишете в комментариях свои мысли по этому поводу. А также не забывайте подписываться на канал, так вы не пропустите новых статей и узнаете много нового о мире кино. И да, ставьте лайк.