Найти в Дзене
Рок на БиС

Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 6. История рока - психоделический рок.

В предыдущей заметке мы говорили о той заметной роли, которую играл в сфере популярной музыки в 60-е годы прошлого века стиль фолк/кантри-рок. Но не меньшую, а может и более значительную роль в плане дальнейшего развития рока сыграл психоделический/гаражный рок (psychedelic/garage). Внутри этого стиля, как и в случае с фолк-роком, выделяют кроме основного ещё несколько субстилей. По поводу даты возникновения гаражного рока (garage rock) нет единого мнения. Одни источники называют середину 1960-х и "британское вторжение" в качестве источника вдохновения "гаражных" групп. Другие ведут отсчет с начала 60-х и указывают, что в основу "гаража" легли R&B, ранний рок-н-ролл, сёрф-рок и инструментальная гитарная музыка. А непосредственным предшественником считают стиль фрэт-рок (frat-rock), иногда определяя его как субстиль гаражного рока. Большим хитом фрэт-рока была песня "Louie, Louie" в исполнении группы The Kingsmen. На самом деле грань между фрэт- и гараж-роком тонкая и трудноуловимая.

В предыдущей заметке мы говорили о той заметной роли, которую играл в сфере популярной музыки в 60-е годы прошлого века стиль фолк/кантри-рок. Но не меньшую, а может и более значительную роль в плане дальнейшего развития рока сыграл психоделический/гаражный рок (psychedelic/garage). Внутри этого стиля, как и в случае с фолк-роком, выделяют кроме основного ещё несколько субстилей.

Изображение взято на сайте rock-cafe.info
Изображение взято на сайте rock-cafe.info

По поводу даты возникновения гаражного рока (garage rock) нет единого мнения. Одни источники называют середину 1960-х и "британское вторжение" в качестве источника вдохновения "гаражных" групп. Другие ведут отсчет с начала 60-х и указывают, что в основу "гаража" легли R&B, ранний рок-н-ролл, сёрф-рок и инструментальная гитарная музыка. А непосредственным предшественником считают стиль фрэт-рок (frat-rock), иногда определяя его как субстиль гаражного рока.

Большим хитом фрэт-рока была песня "Louie, Louie" в исполнении группы The Kingsmen.

На самом деле грань между фрэт- и гараж-роком тонкая и трудноуловимая. И проходит в основном по линии начала "британского вторжения". Многие группы фрэт-рока, например Paul Revere & the Raiders, ? & the Mysterians, The Trashmen, уже упомянутые The Kingsmen продолжали делать музыку и в разгар "гаражного" бума. И числится уже по ведомству гаражного рока.

Если говорить о музыке гараж-рока, то это простые, сырые рок-н-роллы, часто исполняемые на прифуззованных электрогитарах, причем в достаточно агрессивной (для того времени) манере. Значительное количество групп были дилетантскими (хотя были и профессиональные). Но недостатки исполнения трехаккордных песен искупались вдохновением, искренностью и новизной замысла. В каком-то смысле это был панк-рок шестидесятых.

Кстати, и само название стиля происходит из представления о том, что группы часто состояли из молодых любителей, которые репетировали в семейном гараже.

Период расцвета гаражного рока - это годы с 1964-го по 1968-ой. Сотни групп по всей Северной Америке, попадающие в чарты песни. Например вот эти от групп Sam the Sham & The Pharaons, The Outsiders, ? & the Mysterians :

Ютуб-канал VINCENTDICRESCE

Ютуб-канал jarichards99utube

Ютуб-канал 60s70sVintageRock

Были и более жесткие команды. Например, The Sonics.

Спасибо одному из комментаторов за наводку на этих парней.

Группы, игравшие гаражный рок, появлялись повсюду. Не только Америка, но и Британия, Европа, остальной мир были охвачены эпидемией "гаража". Однако вдаваться в подробности не будем. Не будем и перечислять и все более или менее приметные группы стиля. Иначе рамками одной статьи ограничиться не удастся.

Гораздо интереснее эволюция, произошедшая с гаражным роком во второй половине 1960-х. Музыканты всех трех влиятельных явлений рок-музыки, возникших в начале 60-х, а именно фолк-рока, британского вторжения, гаражного рока, начали расширять границы звуковых возможностей своей музыки. Краткие и лаконичные стандарты рок-н-ролла сменились более свободными, текучими песенными структурами. Использовался гитарный звук с фидбэком, фуззом и эффектом вау-вау. Значительную роль стали играть клавишные (электроорган, клавесин, меллотрон). Возрос уровень громкости при исполнении. Группы начали включать в свои произведения элементы фри-джаза, а также индийской и восточной музыки и исполнение на экзотических музыкальных инструментах. Расширился интерес к студийным звуковым эффектам и использованию синтезаторов для достижения атмосферных и гипнотических звуковых ландшафтов. В композициях появились продолжительные гитарные соло и совместные инструментальные импровизации (джемы).

Ютуб-канал Jimi Hendrix

Появившийся в результате всех нововведений стиль получил название психоделического рока (psychedelic rock).

Зачастую рождение психоделического рока связывают с ростом употребления музыкантами наркотических веществ, таких как марихуана и ЛСД. Разумеется, факт имел место. Но сводить все только к этому, на мой взгляд, было бы чересчур примитивно. Творческих людей тянет к созданию нового и неизведанного. Таланты склонны к развитию и экспериментам. Это с одной стороны. С другой, искусство - зачастую это ответ на веяния времени, на новые внешние обстоятельства, на запросы социума. И звезды сошлись. Новых веяний и вызовов в мире, где уже затянулись раны, нанесенные мировой войной, но началась война "холодная", где высокими темпами развивались наука и техника, менялись моральные и нравственные приоритеты, было хоть отбавляй. А творческих и талантливых личностей 60-е породили громадное количество. Это и было основой для бурного развития популярной музыки в целом, и рока в частности. А наркотики были лишь приправой в кипящем котле 60-х.

Первой группой, использовавшей термин "психоделика", считаются The 13th Floor Elevators. Они применили его в рекламных материалах в начале 1966-го. Да и их дебютный диск вышедший в ноябре того же года назывался "The Psychedelic Sounds of the 13th Floor Elevators".

Ютуб-канал Radio Pirata

Но с названием альбома на "психоделическую" тему "Лифтеров" опередила филадельфийская команда The Deep, издавшая свои "Psychedelic Moods - Психоделические настроения" на месяц раньше.

Другими известными группами гаражного рока, удачно внедрявшими в свою музыку новый стиль, были The Electric Prunes, The Music Machine, The Blues Magoos и The Chocolate Watchband.

Ютуб-канал Blues Magoos. Ничего не напоминает?

Но вписаться удалось не всем. После 1968 года, когда более сложные формы рок-музыки стали доминировать на рынке, "гаражные" группы в значительной степени исчезли из чартов, и движение угасло.

Зато психоделический рок расцвел пышным цветом. Дань психоделии отдали уже состоявшиеся звезды рока. И The Beatles со знаменитыми "Revolver" и "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band", и Rolling Stones c "Their Satanic Majesties Request", и The Byrds с "The Notorious Byrd Brothers".

Кроме того появилась плеяда новых имен до сих пор любимых и почитаемых любителями музыки по всему земному шару. Grateful Dead, The Doors, Love и Jefferson Airplane, Джими Хендрикс, Spirit.

Ютуб-канал dustasdu

Наиболее тяжелые и громкие гитарно-ориентированные психоделические группы, положившие в основу звучание наиболее жестких гаражных команд (помните The Sonics?), выделяют в отдельный субстиль под названием "кислотный (эйсид) рок" (acid rock). Среди них уже упомянутый Хендрикс, а также Steppenwolf, Blue Cheer, Iron Butterfly, Vanilla Fudge... Какие знакомые названия. Все, кто регулярно читает наш канал, без труда вспомнят, что относительно недавно публиковалась серия заметок о прото-метале (первая статья, вторая, третья, четвертая). И там рассказывалось о вкладе этих музыкантов в формирование хард-рока и хэви-метала. А ведь к кислотному року относятся еще и не упомянутые тогда в связи с прото-металом, но, несомненно, важные для него группы как блюз-ориентированные Big Brother & the Holding Company с великолепной вокалисткой Дженис Джоплин (Janis Joplin), известные сдвоенной гитарой и использованием в импровизациях элементов классики и джаза Quicksilver Messenger Service, фанковые Rare Earth.

Ютуб-канал Connor Jones

От самого тяжелого субстиля психоделии к самому легкому. Как и было заявлено в самом начале рассказа об истории рока, там где есть рок, находится место и попу. Рок и поп - близнецы-братья... ну и так далее по классику русской поэзии.

Субстиль психоделик-поп (psychedelic pop) брал звуковые инновации, разрабатываемые психоделическим роком, и применял их к традиционным песенным структурам. Несмотря на то, что такое сочетание накладывало на исполнителей психоделик-попа определенные ограничения, стиль произвел немало ярких произведений от не самых известных групп, например:

Ютуб-канал Christine Anne У группы Sagittarius был один хит-сингл, но зато весьма новаторский в рамках поп-музыки.

Впрочем, звезд разной величины и популярности тоже хватало. The Zombies, Harry Nilsson, The Monkees, David Axelrod, Nancy Sinatra и, конечно же, Bee Gees.

Ютуб-канал beegees
И последний субстиль, о котором заслуживает того, чтобы сказать несколько отдельных слов. Британская психоделика (
british psychedelic) в значительной степени от американской, о которой в основном и шла речь выше, отличается. Отличается причудливостью, экспериментальностью и, я бы сказал, внутренней и внешней изящностью и артистизмом. Про The Beatles и Rolling Stones я уже вспоминал, а если перечислить еще ряд именно британских коллективов, то будет понятно о чем идет речь. Pink Floyd, Soft Machine, The Nice, Procol Harum, Gong, Hawkwind, Nektar, Jade Warrior, Arthur Brown's Kingdom Come, Family, Moody Blues - все очень разные, но все попадающие под определение прогрессивный рок. О стиле прогрессивной музыки под названием "психоделический космический рок - psychedelic/space rock" будет в свое время заметка в цикле, посвященном прогу.

Ютуб-канал Pink Floyd

Ютуб-канал Hawkwind – тема. Это больше хард-рок, но не без психоделических влияний.

Подводя итог всему сказанному, отмечу выдающийся вклад гаражного и психоделического рока в развитие жанра рок-музыки. Психоделика и гараж и порожденный ими субстиль эйсид-рок легли в основу хард-рока и хэви-метала, британская психоделика очень сильно повлияла на формирование ряда стилей прогрессивного рока.

С психоделией связывают и два выдающихся музыкальных фестиваля второй половины 60-х. Фестиваль в Монтерее (1967) и Вудсток (1969) дали громадный толчок всему жанру рок-музыки.

Психоделический/гаражный рок, пройдя через несколько волн возрождения интереса к нему, жив и поныне и неплохо себя чувствует в виде стилей "neo-psychedelia" и "garage rock revival".

P.S. Извиняюсь, если кого-то из известных музыкантов стиля не упомянул. Всех перечислить в рамках небольшой заметки просто невозможно.

Предыдущие заметки:

Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 1.

Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 2. История рока - Рок-н-ролл.

Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 3. История рока - Ранний поп-рок и сёрф.

Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 4. История рока - Ранний британский поп-рок и British Invasion.

Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 5. История рока - фолк-рок.