Найти в Дзене
Советская авиация

«Платформа» ‒ новый фантастический триллер, который заставляет задуматься

Недавно посмотрел сравнительно свежий испанский фильм El hoyo (буквально, «Дыра»), выпущенный в 2019 году. Это бюджетный научно-фантастический триллер, который придётся по вкусу фанатам таких фильмов, как «Куб», «Круг», «Пила», «Голод» или «Эксперимент». Даже по названию фильма понятно, что авторы видели его именно в этом ряду.

Завязка сюжета такова. Главный герой решает стать участником некого эксперимента. Он надеется, что в результате ему удастся бросить курить и прочитать книгу, до которой никак не доходили руки. Какая именно это книга, попробуйте догадаться сами, посмотрев на лицо главного героя и зная, что фильм ‒ испанский. Чтобы узнать ответ, листните картинку влево. В ней тоже заложен глубинный смысл.

В результате герой попадает в фантастическую вертикальную тюрьму. Камеры расположены одна над другой и представляют собой шахту, простирающуюся вверх и вниз насколько хватает глаз. На каждом ярусе находится по двое заключённых. Некоторые пришли сюда добровольно, остальные ‒ отбывают срок за преступления.

-2

Единственная связь с внешним миром ‒ платформа с едой, которая каждый день спускается сверху. Платформа делает двухминутные остановки на каждом ярусе, в это время подопытные могут поесть. Запасать еду запрещено ‒ это жестоко карается. В остальном заключённые предоставлены сами себе, и абсолютно свободны в своих действиях.

-3

На платформе для каждого участника эксперимента заготовлено ровно одно блюдо ‒ самое любимое, которое он выбрал сам.

Если бы каждый брал с платформы ровно одну порцию, то еды хватило бы на всех. Но тут в дело вступают недостаток человеческой природы, давным-давно наиболее точно и гениально выраженный Михаилом Жванецким:

Чего больше всего хочется, когда влезешь наверх? Плюнуть вниз.
-5

Люди ведут себя как свиньи, стараются «захапать» кусок побольше и пожирнее. Каждый борется за выживание, и плевать хотел на тех, кто живёт этажом ниже. Разумеется, на каком-то уровне еда заканчивается. Дальше доедаются кости, крошки и объедки. А потом платформа двигается, нагруженная лишь посудой, вылизанной дочиста.

-6

Но главный герой не зациклен на потреблении. Он идеалист и альтруист, готов бороться за общее благо. Удастся ли ему «сломать» систему, убедить заключённых проявить солидарность, ограничить своё потребление ради голодающих на нижних ярусах?

-7

Поначалу он оказывается на «неплохом» уровне, куда доезжает много порций, хотя уже «надкушенных» кем-то. Но каждый месяц заключённых переводят на другой этаж, выбираемый, по-видимости, случайно.

-8

И тут выпадает очень «глубокий» уровень.

-9

А сокамерник благоразумно взял с собой не книгу, а большой самозатачивающийся кухонный нож. Как герой сможет выжить в таких условиях?

-10

Чтобы узнать, что было дальше, зачем эта девушка спускается на платформе в шахту, и многое другое ‒ нужно смотреть фильм.

-11

Если вам не хватило представленных мной кадров, то вот трейлер:

Теперь я бы хотел сказать пару слов о своей интерпретации сюжета «Дыры».

К сожалению, главный недостаток фильма ‒ оборванный в конце сюжет. У «Платформы» не открытый финал, как у фильма «Начало», влияющий лишь на интерпретацию показанных в фильме событий. Финал El hoyo не даёт ровным счётом никаких ответов, заставляя зрителя самому придумывать, что же он только что посмотрел.

Наиболее часто встречается мнение, что вертикальная тюрьма ‒ аллегория капитализма. Не даром главного героя пару раз за фильм обзывают коммунистом.

-12

Моё мнение отличается от этой точки зрения. Всё-таки капитализм не предполагает, что люди будут периодически меняться местами, что люди из голодных нижних слоёв в одночасье могут оказаться на сытых верхних этажах общества.

Мне кажется, что в «Платформе» показан вариант Ада (как вариант ‒ Чистилища). Все персонажи на самом деле уже мертвы, как в известном фильме с Энн Хэтэуэй.

Легко угадать, за какие пороки люди оказались в аду. Представлены все смертные грехи: уныние, похоть, гнев, зависть, гордыня и алчность:

-13

А в центре сюжета находится, разумеется, грех чревоугодия. Он показан ярко, аллегорично, живописно. Этот грех является главным испытанием.

-14

Что касается людей, пошедших в «дыру» добровольно ‒ то для них это, скорее всего, испытание моральных принципов, веры в людей, в себя, Бога, и т.п.

Кроме того, вертикальная тюрьма очень сильно напоминает Ад Данте, не правда ли? А постоянная перетасовка душ между «кругами» является дополнительной пыткой.

Интересно, что по Данте Ад и Чистилище составляют единую вертикальную систему наподобие шахты.

-16

А Вы смотрели фильм «Платформа»? Как думаете, что случилось дальше, после финала? Напишите в комментариях!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!