Недавно посмотрел сравнительно свежий испанский фильм El hoyo (буквально, «Дыра»), выпущенный в 2019 году. Это бюджетный научно-фантастический триллер, который придётся по вкусу фанатам таких фильмов, как «Куб», «Круг», «Пила», «Голод» или «Эксперимент». Даже по названию фильма понятно, что авторы видели его именно в этом ряду.
Завязка сюжета такова. Главный герой решает стать участником некого эксперимента. Он надеется, что в результате ему удастся бросить курить и прочитать книгу, до которой никак не доходили руки. Какая именно это книга, попробуйте догадаться сами, посмотрев на лицо главного героя и зная, что фильм ‒ испанский. Чтобы узнать ответ, листните картинку влево. В ней тоже заложен глубинный смысл.
В результате герой попадает в фантастическую вертикальную тюрьму. Камеры расположены одна над другой и представляют собой шахту, простирающуюся вверх и вниз насколько хватает глаз. На каждом ярусе находится по двое заключённых. Некоторые пришли сюда добровольно, остальные ‒ отбывают срок за преступления.
Единственная связь с внешним миром ‒ платформа с едой, которая каждый день спускается сверху. Платформа делает двухминутные остановки на каждом ярусе, в это время подопытные могут поесть. Запасать еду запрещено ‒ это жестоко карается. В остальном заключённые предоставлены сами себе, и абсолютно свободны в своих действиях.
На платформе для каждого участника эксперимента заготовлено ровно одно блюдо ‒ самое любимое, которое он выбрал сам.
Если бы каждый брал с платформы ровно одну порцию, то еды хватило бы на всех. Но тут в дело вступают недостаток человеческой природы, давным-давно наиболее точно и гениально выраженный Михаилом Жванецким:
Чего больше всего хочется, когда влезешь наверх? Плюнуть вниз.
Люди ведут себя как свиньи, стараются «захапать» кусок побольше и пожирнее. Каждый борется за выживание, и плевать хотел на тех, кто живёт этажом ниже. Разумеется, на каком-то уровне еда заканчивается. Дальше доедаются кости, крошки и объедки. А потом платформа двигается, нагруженная лишь посудой, вылизанной дочиста.
Но главный герой не зациклен на потреблении. Он идеалист и альтруист, готов бороться за общее благо. Удастся ли ему «сломать» систему, убедить заключённых проявить солидарность, ограничить своё потребление ради голодающих на нижних ярусах?
Поначалу он оказывается на «неплохом» уровне, куда доезжает много порций, хотя уже «надкушенных» кем-то. Но каждый месяц заключённых переводят на другой этаж, выбираемый, по-видимости, случайно.
И тут выпадает очень «глубокий» уровень.
А сокамерник благоразумно взял с собой не книгу, а большой самозатачивающийся кухонный нож. Как герой сможет выжить в таких условиях?
Чтобы узнать, что было дальше, зачем эта девушка спускается на платформе в шахту, и многое другое ‒ нужно смотреть фильм.
Если вам не хватило представленных мной кадров, то вот трейлер:
Теперь я бы хотел сказать пару слов о своей интерпретации сюжета «Дыры».
К сожалению, главный недостаток фильма ‒ оборванный в конце сюжет. У «Платформы» не открытый финал, как у фильма «Начало», влияющий лишь на интерпретацию показанных в фильме событий. Финал El hoyo не даёт ровным счётом никаких ответов, заставляя зрителя самому придумывать, что же он только что посмотрел.
Наиболее часто встречается мнение, что вертикальная тюрьма ‒ аллегория капитализма. Не даром главного героя пару раз за фильм обзывают коммунистом.
Моё мнение отличается от этой точки зрения. Всё-таки капитализм не предполагает, что люди будут периодически меняться местами, что люди из голодных нижних слоёв в одночасье могут оказаться на сытых верхних этажах общества.
Мне кажется, что в «Платформе» показан вариант Ада (как вариант ‒ Чистилища). Все персонажи на самом деле уже мертвы, как в известном фильме с Энн Хэтэуэй.
Легко угадать, за какие пороки люди оказались в аду. Представлены все смертные грехи: уныние, похоть, гнев, зависть, гордыня и алчность:
А в центре сюжета находится, разумеется, грех чревоугодия. Он показан ярко, аллегорично, живописно. Этот грех является главным испытанием.
Что касается людей, пошедших в «дыру» добровольно ‒ то для них это, скорее всего, испытание моральных принципов, веры в людей, в себя, Бога, и т.п.
Кроме того, вертикальная тюрьма очень сильно напоминает Ад Данте, не правда ли? А постоянная перетасовка душ между «кругами» является дополнительной пыткой.
Интересно, что по Данте Ад и Чистилище составляют единую вертикальную систему наподобие шахты.
А Вы смотрели фильм «Платформа»? Как думаете, что случилось дальше, после финала? Напишите в комментариях!