Когда нас всех посадили на самоизоляцию, практически каждый испытал сильный стресс. Но не менее сильный стресс мы испытаем, когда начнем выходить во внешний мир. Каждого из нас коснется этап социализации, в том числе и детей.
Школьники оказались в “интересном положении”: с одной стороны учебный процесс вроде как не прерывался, с другой дистанционная работа, возможно для кого-то, не лучшим образом сказалась на качестве образования. Безусловно многие к этому процессу адаптировались и нашли в нем много плюсов. Но это не исключает того, что существование на карантине для многих детей превратилось в маету: гулять не пойдешь, с друзьями увидеться нельзя, после того как сделал уроки делать тебе практически нечего (хорошо если есть хобби).
Что же будет когда мы выйдем?
Первая проблема - это социализация. И здесь все зависит от ребенка. Для некоторых детей выход в мир не доставит никакого дискомфорта. Для более скромных ребят вливание в школьное общество, общество друзей будет новым испытанием. Нужно снова учиться взаимодействовать, думать о чем разговаривать (можно столкнуться с проблемой, что даже нечего рассказать о том как ты провел эти пару месяцев). Есть ребята, которые в целом отлично себя чувствовали дома, потому что для них это привычный способ существования, дома им гораздо комфортнее, и выход в “свет” будет для них снова стрессом. Разговоры о чувствах ребенка всегда хорошо помогают, начните готовиться к выходу заранее. Если вы видите, что у ребенка проблемы с социализацией, а у вас не получается помочь ему, то всегда можно обратиться к специалисту.
Второй проблемой - станет вопрос с самим вирусом. Как ни крути боязнь заразиться будет преследоваться многих еще какое-то время. Выход в мир будет означать выход в небезопасное пространство. Особенно тяжело уже сейчас и дальше тоже будет тем ребятам, которые имеют обсессивно-компульсивные черты. Для них мир сейчас превратился в страшный кошмар, которого они боялись. Потому родителям нужно уделить внимание и этому аспекту, поддерживая ребенка и объясняя ему, что бояться не стоит и все обязательно в скором времени наладиться (главным образом терпеливо, внимательно, участливо и тщательно подбирая слова).
Третья опасность - желание родителей нагнать школьную программу. Очевидно, что процесс дистанционного обучения мог быть эффективным не для всех. Так как функция контроля снижена, а далеко не каждый взрослый, не говоря уже о ребенке способен долгое время удерживать внимание в домашней обстановке - часть программы могла не достаточно хорошо усвоится. Видя это, некоторые родители могут воспринять такое поведение как нежелание ребенка что-то делать, а только отдыхать. А значит за летние месяцы нужно снова все нагнать. Но карантин не равно каникулы и отпуск. Ребенок в стрессе. Он устал. И заслужил полноценный отдых. После длительной изоляции психике нужно отдохнуть. Лучшим решением для лета будет возможность просто наслаждаться жизнью и быть ребенком. Лучше прийти к новому учебному году полными сил и быстро нагнать программу, чем изможденными и дополнительно травмированными. Нужно не забывать, что ребенок еще не сформированная личность, нельзя применять к нему такие же требования как к взрослым.
Резюме всего вышесказанного следующее - адаптации нам не миновать, ни детям, ни взрослым. Если у вас есть возможность полноценно отдохнуть по выходу из карантина воспользуйтесь ей обязательно. Если такой возможности нет, постарайтесь создать хорошее пространство для отдыха своими силами хотя бы в выходные. Дайте своему ребенку побыть ребенком, и снять стресс, чтобы в дальнейшем этот стресс не трансформировался в неврозы. И не забывайте о взаимной поддержке друг друга. Весте вы сможете лучше пережить эти сложные времена.
Материал подготовлен при участии Маргариты Агасарян