Поздравляю всех с самым необычным в истории школы последним звонком. Позади и самый странный год, с огромным количеством "так много вопросов и так мало ответов..." Тем не менее, мы не стоим на месте и двигаемся вперед, а это значит, что у огромного количества детей - закончился 11летний период и сейчас они делают шаг во взрослую жизнь. Искренне поздравляю всех и каждого. Родителей, детей учителей. Тех, кому было по-разному: от невыносимо тяжело, до УРА ЕГЭ/ОГЭ ОТМЕНИЛИ!!!
Что хочу сделать на этой неделе: проанализировать школу. Ту, в которой участся(лись) наши дети. Всю неделю я буду писать о школьной системе, анализировать предпосылки и сравнивать системы образования разных стран. Уверяю, вы увидите много интересного и, откровенно, неожиданного. Мне самой было крайне удивительно узнать некоторые моменты.
Начну с истории. Привычная нам школа возникла около 150 лет назад. В это время случился переход от образования как редкостной привилегии аристократии и духовенства к бесплатному образованию для всех и каждого. Этот шаг был невероятно радикальным, но, к сожалению, с тех пор наша образовательная система безнадежно отстала от жизни. Система была создана в разгар промышленной революции - этот факт повлиял не только на выбор предметов для преподавания, но и на то, как их преподавать. Основное правило - стандартизация. Студентам и ученикам одного и того же возраста предлагался один и тот же материал, а их достижения измерялись одними и теми же критериями. Школы были организованы как фабрики (что отвечало требованиям времени, это очевидно): день делился на одинаковые периоды, начало и конец обозначался звонком. С самого детства человека приучали к системе. Встал, умылся, на фабрику (в школу), отработал от звонка до звонка - вернулся домой. Кен Робинсон, популяризатор творческого подхода в образовании, в своей книге "За пределами разума: как нучиться творчески мыслить" пишет:
"Образование было предметом разделения труда. Ученики, словно на конвейере, перемещались из комнаты в комнату, чтобы ими последовательно занимались учителя, специализирующиеся в разных дисциплинах"
Он же утверждает, что сегодняшняя школа, с ее особенностями преподавания, убивает креативность и затаптывает таланты. Странность: мало того, что школа не всегда учит тому, что надо, но есть и еще один не менее тревожный факт: даже то, чему учит школа, не задерживается в сознании учеников.
Дети, которые в этом году пошли в первый класс, выйдут на пенсию примерно в 2070 году (если мы не изменим пенсионный возраст). Как же будет выглядеть мир в 2070-м? Какие навыки пригодятся нашим детям? Никто не имеет об этом никакого понятия.
Что мы точно знаем – это то, что промышленная модель образования, с ее акцентом на зазубривание фактов, больше не нужна. Факты – это как раз то, что проще всего найти с помощью Google. Но креативность, способность сотрудничать, критическое мышление и умение решать проблемы – это совсем другое дело. Именно эти навыки, как не устают подчеркивать все специалисты – от руководителей предприятий до экспертов в области образования, – основа ведущих сегодняшних профессий. Они пришли на смену навыкам «трех R» – writing, reading, arithmetic (чтения, письма, арифметики) – и стали фундаментом того, что недавно было названо «обучением XXI века»
У нового подхода к образованию есть десятки компонентов, но в его сердцевине – весьма простая идея. В сотнях интервью бизнес-руководители ведущие рыночные эксперты подчеркивают важность умения задавать правильные вопросы. Что это значит?
Когда задаются вопросы руководителям, предпринимателям, прочим работодателям, ответ всегда один и тот же. Всем нужны ответы на вопросы: как нам сделать то, что никогда раньше не делалось, как нам придумать новое или заново переосмыслить старое, как нам принципиально поменять правила игры? Речь больше не идет о нарастающей модернизации. Рынки слишком быстро меняются, окружающая обстановка – тоже. Вам нужно потратить время на то, чтобы задать следующий вопрос. Важно понимать, какие вопросы правильные, и важно уметь задавать нелинейные, парадоксальные вопросы. Именно они выведут вас на следующий уровень.
Какая же система образования научит детей задавать правильные вопросы? Эта система должна быть в состоянии обучить детей «трем R» (потому что даже в наш цифровой век чтение, письмо и счет всё еще необходимы), но и навыкам XXI века, нужным детям, чтобы достичь успеха.
Но есть и еще одна проблема, заслоняющая собой предыдущие. XIX век – это эпоха цифровых технологий. Бесполезно соревноваться за детское внимание с интернетом, видеоиграми и пятью сотнями кабельных каналов. Если скучные уроки – главная причина прогулов, то наша новая система образования должна быть эффективной, масштабной и в высшей степени увлекательной. На самом деле увлекательности может оказаться недостаточно: если мы действительно хотим подготовить детей к будущему, то процесс образования должен стать по-настоящему захватывающим!
Вроде бы все просто и логично. Но! Как это реализуется в современной школе? В отдельных как-то реализуется, но, в целом, система еще готовит людей к работе на промышленных предприятиях. Их никто не отменил, но даже в них нужны новые и современные подходы к образовательному процессу, так как вызовы современности ни в коем случае нельзя игнорировать.
Что делать? Думать, друзья. Компенсировать недостающее самостоятельно. Так как ждать изменений нет времени - дети растут и формируются сейчас. Мы не можем их попросить подождать, пока система станет соответствовать запросу. И, к слову, варианты есть. Сегодня мы пообщаемся об одной из форм - семейном образовании с Кристиной Сандаловой, в 15-00 по мск у меня в Инстаграм. Развеем мифы, связанные с ним. А я продолжу анализировать системы и предлагать вам выходы из сложившейся ситуации. Актуальная тема? Поделитесь мыслями в комментариях, пожалуйста. Мне важна ваша обратная связь.
Для поста я использовала исследования Питера Диамандиса и Стивена Котлера, описанные в книге: "Изобилие. Будущее будет лучше, чем вы думаете". Мы, кстати, по образованию от Америки практически не отличаемся. Проблемы одинаковые. Передовые же системы - это Корея, Япония, Китай, Финляндия, Великобритания, Нидерланды, Канада. О некоторых из них я расскажу вам на этой неделе.