1. Людмила Елизарова рассказала про офицеров-разведчиков ПВ КГБ СССР: "В 60-70е годы в Карелии все приграничные районы были погранзоной глубиной от Госграницы до 80 км, контролировали их тыловые заставы, в штате там были офицеры- разведчики.
Работали они с приезжающими по оргнабору людьми из Молдавии, Украины, Белоруссии. Там были литовские леспромхозы. Пограничники должны были знать большое количество документов, пропусков и других разрешающих въезд и передвижение в погранзоне квитков.
Знать способы подделки документов и прочее, прочее… Были на участках границы и пункты перемещения через границу финских лесозаготовителей.
На нарушителей погранрежима обычно составляли протокол. Были случаи задерживали на сутки, могли отрабатывать и маршрут задержанного с составлением схем, протоколов обнаруженных предметов и другое..."
2. Валерий Гурьянов вспомнил Карпаты: "86-88, Карпаты, 30я ПЗ, два задержания одно поляка, потом спустя время местные. С поляками вышел начальник стражницы договорился с нач.заставы замять прорыв так как у них едет комиссия из Варшавы с проверкой.
Когда местных поймали, решили замять чтоб с местными не портить отношения. Итог - я, срочник, писал по этим делам рапорта на имя всех спецслужб по поводу задержания. Даже отпуска не дали…
Жаль собаки с собой не было. Просто зимой в Карпатах выпадает больше двух метров снега и собаку просто жалко...»
3. Владимир Колков поделился воспоминаниями: "Служил в ПВ КГБ СССР в горах 1969-71 гг. На заставе, а это 3000 метров. Паек был высокогорный и сама застава 35-40 человек. Повар (плюс хлебопек) и иногда жена начальника готовили изыски - котлеты, уху.
Нормально все. Кроме картошки. По осени завезут и потом до молодой ,до осени.Где то к февралю картошка заканчивалась и начиналась сухая картошка. Это, кто помнит, из картонный бочек похожая на "фри"…
Потом перевели в отряд. Там высота 2000 метров и паек уже горный. Не очень, но по сравнению с равнинными отрядами на порядок выше - и масла 50 гр,и мяса 300гр. и молоко, и пр… Но душа и тело тянулась к жареной картошке.
В отряде меня, как хорошего шрифтовика и средненького художника, направляли оформлять карты (конечно с грифами секретности и оформлением допуска).Работали в штабе на втором этаже, рядом со знаменем отряда.
Входить к нам могли 5-6 офицеров штаба. Как всегда все было срочно и работали по ночам частенько. И захотелось нам однажды (потом вошло в привычку)жаренной картошки. В стройроте стащили электрический "козел" на две спирали.
Когда включали ,в штабе свет меркнул. Ну сс сковородой проблему решили быстро, картошкой тоже разобрались, как и с маслом подсолнечным. И вот процесс пошел. Запах офигенный. И по всему штабу.
Первым пронюхал оперативный дежурный, он аккурат под нами сидел в дежурке. Ходил, ходил мимо. Потом постучался - не пожар ли у нас. Нет-нет, пожару нет. Покушали. Успокоили душу и тело…
Выходим до казармы, а часовой у знамени слюной заливается от запаха картошки. Ну, объяснили ему, что и как. Потом оперативный на выходе любопытствовал - что и как.
А потом начальник первого отдела на утро дыню вставлял - запах не успел улетучиться. После все равно картошечку жарили. Иногда..."
Ещё раз с Днём Пограничника!
Подписаться на наш блог или просто поставить лайк – дело сугубо добровольное и благородное…