Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Три тополя на Плющихе" (СССР, 1968): мнения кинокритиков

Три тополя на Плющихе. СССР, 1968. Режиссер Татьяна Лиознова. Сценарист Александр Борщаговский (по собственному рассказу "Три тополя на Шаболовке"). Актеры: Татьяна Доронина, Олег Ефремов, Вячеслав Шалевич, Алевтина Румянцева, Николай Смирнов, Валентина Телегина, Георгий Светлани, Виктор Сергачёв и др. 26,0 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Мелодрама режиссера Татьяны Лиозновой ("17 мгновений весны", "Мы, нижеподписавшиеся...", "Карнавал") лишена острых сюжетных поворотов и жгучих мыльнооперных страстей. Это скромная лента - характерный пример российского кинематографа 1960-х, тяготевшего к изображению так называемого "потока жизни", к "фильму без интриги" (В.Демин). Построенные на психологических нюансах сильного актерского дуэта, "Три тополя..." уже не первый десяток лет пользуются успехом у зрителей среднего и старшего поколения. Это грустный фильм искренних чувств и несбывшихся желаний…

-3

В год выхода «Трех тополей на Плющихе» в прокат Михаил Белявский Андрей Эрштрем резонно писали, что «фокус фильма – выразители замысла драматурга А. Борщаговского и режиссера Т. Лиозновой – Т. Доронина и О. Ефремов. Тонкая их игра, замечательная человеческая сущность их героев доставят зрителям истинное удовольствие, заставят задуматься о жизни, о том, что есть в ней высокого и низменного, о щедрости и красоте души, о ценностях - мнимых и настоящих. А это никогда не поздно…» (Белявский, Эрштрем, 1968: 2). Белявский М., Эрштрем А. «Три тополя на Плющихе» // Спутник кинозрителя. 1968. № 6. С. 1-2.

-4

Столько же тепло была встречена эта картина и в журнале «Искусство кино», где кинокритик Инна Левшина (1932-2009) утверждала, что «Три тополя на Плющихе» — заметное явление в жизни экрана нынешнего года. И немалую роль в этом сыграл актерский дуэт Т. Дорониной и О. Ефремова, ставший сердцем картины, точно выражающей сценарий А. Борщаговского — новеллу о несостоявшейся любви, о тоске по духовности жизни. Нельзя не отдать должное режиссуре Т. Лиозновой, ее привязанности к деталям быта, ее режиссерскому точному глазу и ненавязчивому юмору в этом бытописании. Но, видимо, без Дорониной фильм мог бы и не стать таким проникновенно-психологическим, эмоционально-сильным» (Левшина, 1968: 34). Левшина И. Актерский фильм // Искусство кино. 1968. № 7. С. 33-38.

-5

«Три тополя на Плющихе» оказались в числе наиболее востребованных советских кинолент и в XXI веке. Киновед Лидия Кузьмина считает, например, что «если творчество Лиозновой – убедительное повествование о человеческой нравственности, то это – самая лиричная и волнующая его часть» (Кузьмина, 2010: 266). Кузьмина Л. Лиознова Татьяна Михайловна // Кино России. Режиссерская энциклопедия. М.: НИИК, 2010. С. 264-267.

-6

А кинокритик Сергей Кудрявцев считает, что «честная и убедительная городская мелодрама Татьяны Лиозновой представляется не только до сих пор трогающей душу историей несостоявшейся любви, как бы нашим вариантом "Мужчины и женщины" (никуда не деться от этого вечного сравнения с французами!), но и своеобразной лебединой песней прощания с "летом 60-х". … Вот и в едущем такси "дворники" не справляются с потоками воды на лобовом стекле, а выглядящая старше своего возраста (Дорониной во время съёмок не было ещё 34-х лет) простая русская женщина Нюра затягивает такую грустную песню "Опустела без тебя земля...", в которой поётся, помимо всего, и о французском (!) лётчике и писателе Экзюпери... Экзистенциальная ситуация по-советски: вместо палящего зноя Камю - проливной дождь, а взамен сартровской "тошноты" - комок в горле от рвущихся наружу слёз» (Кудрявцев, 2006). Кудрявцев С. «Три тополя на Плющихе». 1.10.2006. https://kinanet.livejournal.com/94168.html

-7

Зная, что зрители по-прежнему любят этот фильм, и Татьяна Лиознова (1924-2011) незадолго до своей кончины успела дать на его колоризацию, которая, на мой взгляд, была сделана очень тактично…

Александр Федоров, 2020