Большая часть мусульман полагает, что единственной формой придания сотоварища Всевышнему Богу, или, выражаясь проще, единственной формой многобожия, является явное обожествление какой-либо силы или явления в природе, обращение с просьбами к идолам и тому подобное. Однако предания Имамов (а) из семейства Пророка Мухаммада (с) указывают также на более глубинное понимание данного вопроса.
Так, например, в Священном Коране есть аят: «Взяли [себе учёных] книжников своих и монахов своих за господ, помимо Аллаха» (9:31). Говорит ли этот аят, что иудеи и христиане в буквальном смысле поклонялись книжникам и монахам или считали их богами? Хурр аль-Амили передал слова Имама Джафара ас-Садика (а), разъясняющие аят. Имам, когда Джабир ибн Абдуллах, сподвижник Пророка (с) спросил его о толковании данного аята, сказал: «Они не считали их богами, но они (книжники и монахи) дозволяли им [запрещённое] и запрещали [дозволенное], и они принимали это, становясь [для них] господами помимо Аллаха[1]».
В качестве примера можно привести то, что главы христианской церкви разрешили своим последователям потреблять в пищу то, что было запрещено законом Моисея (а), которого придерживался и сам Иисус (а), а также ряд апостолов, таких как Пётр или Иаков. Или же глав иудеев, которые на протяжении истории запрещали или разрешали различные вещи по своему усмотрению.
То есть, когда человек, осознавая факт противоречия Божьей воле, принимает постановления некоего учёного, монаха, книжника, шейха и тому подобное, он тем самым как бы признаёт законодательный авторитет этого человека наряду с авторитетом Бога. Так же обстоит дело и с руководством (Имаматом). Многочисленные предания, содержащиеся в книгах всех мусульманских течений, повествуют о том, что Пророк Мухаммад (с) назначил Имама Али (а) своим преемником и духовным авторитетом для мусульман после себя. Если человек, зная об этом, принимает Имамат другого человека, он сознательно придаёт сотоварища Богу в Его решениях и постановлениях. С этой же позиции Имамы объясняли значение аята Священного Корана: «И горе мушрикам, которые не дают [милостыни] очистительной» (41:7). На первый взгляд значение аята не совсем ясно. Разве многобожники, которые обычно подразумеваются под арабским словом мушрики, должны платить очистительную милостыню (закят)? Некоторые, опираясь на внешний смысл аята, действительно думали так. Другие, ссылаясь на предания от Ибн Аббаса, указывали на то, что в данном аяте говорится об общем очищении, которым в случае с многобожниками является принятие Ислама, ибо, с позиции исламского фикха (права), многобожники являются ритуально нечистыми. Но если мы обратимся к преданиями Имамов из Ахль аль-бейт, мы обнаружим, что данный аят, подобно аяту о книжниках и монахах, имеет иное, более глубокое значение.
Кади Нуман аль-Магриби передал от Имама Джафара ас-Садика (а), который сказал: «Однажды мой отец (Имам Мухаммад аль-Бакир) сказал Джабиру ибн Абдуллаху аль-Ансари: «О Джабир, обязал ли Всевышний Аллах мушриков выплачивать закят?» Джабир ответил: «Нет, лишь мусульман Он обязал выплачивать закят». Я (Имам Садик) сказал: «То, что ты говоришь, не соответствует словам Всевышнего Аллаха: «И горе мушрикам, которые не дают [милостыни] очистительной». Джабир сказал: «Клянусь Аллахом, я, словно бы, не читал этого прежде, несмотря на то, что это в Книге Аллаха!» Имам (а) сказал: «Это было ниспослано о тех, кто приобщал (ашрака) к вилаяту (руководству) Повелителя верующих (а) [вилаят других людей] и выплачивал закят тому, кто провозгласил себя [Имамом] помимо него![2]»
Али ибн Ибрахим аль-Кумми передал от Абана ибн Тагляба, от Имама Джафара ас-Садика (а), который сказал: «О Абан, как возможно, что Аллах требует с мушриков выплачивать закят из их денег, тогда как они придают Ему сотоварища? Он говорит: «И горе мушрикам, которые не дают [милостыни] очистительной, и они в [обитель] Последнюю неверующие». Я (Абан) сказал: «Как же так, да буду я жертвой за тебя? Разъясни мне». Имам (а) сказал: «Горе мушрикам, которые приобщают к первому Имаму [от Аллаха] сотоварищей, и они в последующих Имамов неверующие[3]».
То есть, признавая вилаят (руководство) Имама, не назначенного Аллахом, и выплачивая ему закят, вместо Имама, которого назначил Аллах, человек, тем самым, становится подобен тому, что принимает запреты и дозволения книжников и монахов, противоречащие повелению Бога. Конечно же, кто-то может не согласится с такой трактовкой, считая, что вопрос Имамата вообще не относится к религии, и духовным лидером мусульман может быть любой человек, которого выберет община. Ошибочность подобного взгляда мы обсуждали в этой, этой и этой статьях.
Кроме этого, даже на заре Ислама некоторые люди знали об этом, и именно поэтому, скажем, Малик ибн Нувайра, сподвижник Пророка (с), отказался выплачивать закят Абу Бакру, зная, что истинным Имамом, на которого указал Пророк, является Али ибн Абу Талиб (а), а не Абу Бакр, из-за чего Халид ибн Валид, посланец Абу Бакра, убил Малика ибн Нувайру и жестоко надругался над его телом и его женой, о чём мы подробно писали в этой статье.
Сказанное подтверждает также аят Священного Корана: «И веруют большинство их в Аллаха лишь будучи приобщающими [сотоварища]» (12:106). Шейх аль-Кулейни передал, что Имам Джафар ас-Садик (а) сказал: «Это ширк (придание сотоварища) в повиновении, а не в поклонении[4]».
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими мыслями.
Источники:
[1] Васаиль аш-шиа. Аль-Амили. Т. 27. С. 134.
[2] Дааим аль-ислям. Аль-Магриби. Т. 1. С. 3.
[3] Тафсир. Аль-Кумми. Т. 2. С. 262
[4] Аль-кафи. Аль-Кулейни. Т. 2. С. 397.