Экологические проблемы беспокоят все мировое сообщество, однако далеко не все знают, как остановить загрязнение окружающей среды.
Одни думают, что бумажные стаканчики легко разлагаются, другие верят в безвредность электробусов.
Редакция Т&Р в рамках спецпроекта #надоразобраться собрала самые распространенные мифы об экологии и разобралась, насколько они обоснованны.
1. Электробусы безопасны для окружающей среды
Электробусы становятся более популярными, например, в Москве их насчитывается уже 333. Многие уверены, что этот транспорт не наносит никакого вреда окружающей среде. Но это не так! Выбросы в атмосферу происходят не во время эксплуатации, а в процессе самого производства.
При производстве комплектующих дизельного транспорта в атмосферу выбрасывается 5,6 тонн углекислого газа, а при создании электромобиля — 8,8 тонн.
Выбросы этого вещества — причина глобального потепления, которое влечет за собой вымирание некоторых видов животных, уничтожение плодородных земель. Кроме того, батарея, используемая в электробусах, трудно перерабатывается из-за того, что содержит небольшое количество лития, кобальта и никеля.
Поэтому чаще всего такие батареи не утилизируются. Пока что в Европе на утилизацию идет всего 5% лития, остальное сжигается или выбрасывается на свалки.
2. Пластик разлагается дольше, чем стекло
Не переработанные стекло и пластик могут нанести вред окружающей среде. При этом если выкинутая пластиковая бутылка разлагается 450-500 лет, то стекло — более 1000 лет.
Однако не весь пластик гниет сотни лет. Например, биопластик, производимый из органических отходов, перерабатываемых полимеров, разлагается в течение полугода в домашнем или промышленном компосте.
Биоразлагаемые полимеры обладают способностью к ускоренному разложению в природных условиях. Доля таких материалов на рынке Европы на 2020 год составляет около 5%.
Заботиться о мире и отправлять отходы на переработку нужно сейчас. По прогнозам благотворительной организации Ellen MacArthur Foundation, к 2050 году в океанах будет больше пластика, чем рыбы.
3. Товары с пометками «эко» и «био» всегда лучше
К сожалению, нет. Чаще всего — это маркетинговый ход для привлечения людей, следящих за экологией или своим здоровьем. У этого метода даже есть свое название «гринвошинг» — экологическое позиционирование продукта или компании без основания.
Термин «гринвошинг» придумал эколог Джей Вестервельд в 80-х. Тогда на фальшивом эко-позиционировании бренда попались несколько компаний.
Так, крупная нефтяная корпорация Chevron заказала серию дорогих телевизионных и печатных рекламных роликов для демонстрации своей заботы об окружающей среде. Но вскоре выяснилось, что Chevron нарушала закон о сохранении чистого воздуха, а также загрязняла места обитания животных.
Спустя 40 лет бренды все еще используют этот прием. И он действует. Так, каждый пятый россиянин считает, что товары с маркировками «био», «эко», «органик» безопасны для окружающей среды и человека.
В итоге же отметки полезны только брендам: маркировка повышает конкурентоспособность товара и открывает возможность стать востребованным на западных рынках.
Тем не менее, в мире и в России есть бренды, которые используют «эко» маркировки не для галочки. «Например, в России это «листок жизни» — единственная экомаркировка, признанная на международном уровне благодаря научному подходу к оценке продуктов, проектов и услуг на базе комплексного анализа жизненного цикла».
4. Бумажный пакет экологичнее пластикового
Похоже на правду, но нет. По данным Greenpeace, при производстве бумажных пакетов в атмосферу выбрасывается на 70% больше вредных веществ, чем при изготовлении пластиковых. А сброс отходов в водоемы увеличивается в 50 раз.
Бумажные пакеты могут быть экологичнее пластиковых только при одном условии: если их создали из макулатуры — бумаги и картона, которые уже были в употреблении. Пакет, изготовленный из первичной целлюлозы крайне не экологичен — процесс его производства наносит существенный вред окружающей среде. Чтобы «оправдать» выбросы, которые были при производстве одного бумажного пакета, нужно им воспользоваться минимум 12 раз.
В погоне за мнимым эко-трендом все больше ритейлеров переходит на бумажные пакеты, выдавая до 6 млн пакетов в год в каждом магазине. Это равносильно вырубке 9000 деревьев для обслуживания одной точки продаж. При этом бумажные пакеты почти невозможно переработать из-за того, что крафт легко намокает, рвется и пачкается.
Важно оценивать весь жизненный цикл товаров и, в том числе, учитывать, сколько ресурсов требуется для их производства. Если берете пакет — используйте его максимальное количество раз. Так, одноразовый пластиковый пакет может быть использован повторно до 40 раз, после чего вторично переработан.
Самый экологичный вариант — носить авоськи или шопперы. Они многоразовые, их можно зашить или постирать при необходимости.
5. Энергосберегающие лампочки безопасны для природы
Энергосберегающие лампочки удобны для потребителя, так как служат от 2 до 20 часов. При этом не все знают об их негативной стороне — ртути. Она содержится в лампах и требует специальной утилизации: относится к 1 классу опасности вредных веществ.
Если выкинуть лампу в обычную мусорку — она легко разобьется. Тогда появятся пары ртути: они вредят как природе, так и человеку. Например, согласно исследованию американских ученых, излучение от ламп может вызывать у женщин рак груди.
Поэтому лампу нужно отнести в пункт утилизации. Сделать это легко. Например, на сайте Recyclemap.ru выберите город и найдите место, где ее можно сдать. Жители Москвы могут посмотреть официальный перечень таких предприятий.
Об остальных экологических мифах вы можете прочитать на нашем сайте T&P.