Как только человечество научилось контролировать ядерную энергию, так сразу великие умы и государственные деятели стали планировать, где можно применить ядерный реактор.
Так появились решения, где до сих пор используется ядерная энергия, как в мирных, так и в военных целях. Благодаря ядерной энергии США и СССР самые первые получили самое разрушительное ядерное оружие.
Но, чтобы доставить это оружие, военным обоих континентов нужно было средство доставки ядерных зарядов. И главную роль для этой мисси отвели дальним стратегическим бомбардировщикам, при этом прорабатывались альтернативные варианты.
Впоследствии ядерными реакторами оснастили подводные лодки торпедами и баллистическими ракетами с ядерным зарядом. Конечно же в приоритете были программы по созданию межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования, способных в короткий промежуток времени доставить ядерный заряд в любую точку планеты, но это уже было позже.
Большой проблемой дальних стратегических бомбардировщиков того времени было то, что они не могли находиться подолгу в воздухе у границ противника, так как запасы топлива накладывали определенные ограничения.
И именно тогда родилась идея по применению ядерной энергии для работы силовой установки бомбардировщиков, в качестве альтернативного топлива. Было решено на борту бомбардировщика разместить ядерный реактор.
Преимущества были очевидными, так как самолеты без дозаправки могли продолжительное время находиться в воздухе у границ противника. Так, как в этом случае нагрузка на экипаж многократно возрастала, то такие полеты можно сравнить с дальними походами атомной субмарины.
Но существует огромный риск, так как реактор, находящийся на борту самолета, в случае аварии или падения самолета, мог привести к большой экологической катастрофе. Но в то время, окрыленные такой перспективной задачей, ученые, военные и государственные деятели думали, что все эти трудности можно будет преодолеть.
Официальная программа по созданию атомных самолетов в СССР стартовала в 1955 году.
Ответственных за постройку силовых установок на ядерном топливе назначили КБ Кузнецова и КБ Люльки, а работы над самолётом поручили КБ Туполева и КБ Мясищева, которые уже имели большой опыт в создании дальних бомбардировщиков.
Для воздушных испытаний был выбран серийный бомбардировщик ТУ-95, которому присвоили обозначение ТУ-95ЛАЛ. Приписка ЛАЛ обозначало (летающая атомная лаборатория).
В 1958 году был готов компактный атомный реактор, который был доставлен на Семипалатинский ядерный полигон. После ряда наземных испытаний его разместили в бомбоотсеке самолета.
В мае 1961 года состоялся первый полет ТУ-95ЛАЛ с ядерным реактором на борту. Воздушные испытания продолжались 4 месяца, за это время ТУ-95ЛАЛ совершил 34 полета, в большинстве из которых был запущен ядерный реактор.
Но называть этот самолет настоящим атомолетом было рано, так как ни один из его двигателей не был запитан от ядерного реактора.
Все двигатели работали на обычно авиационном керосине. Реактор использовался для проведения исследований в полете, таких как влияние окружающую среду и на бортовое оборудование.
На основе ТУ-95ЛАЛ предполагалось создать новую и первую летающую лабораторию ТУ-119, где ядерный реактор, совместно с 2-мя штатными двигателями на керосине, должен был включен в процесс силовой установки. А еще 2 двигателя, используя замкнутую двухконтурную систему с теплообменником, должны были работать от ядерного реактора.
Но проект так и не реализовали, так как было принято решение направить все финансирование на проект атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту, который к тому времени уже выглядел более перспективным и более эффективным.
P.S. Даже на сегодняшний день идея создания самолета с силовой ядерной установкой кажется полным безумием, так как всем известны последствия катастроф, которые случались на атомных электростанциях в Чернобыле и Фукусиме.
Но понимания уровня всей опасности, работая с ядерной энергией, в середине прошлого века, был на крайне низком уровне, что могло привести к непоправимым последствиям, от которых мы могли и не оправится до сегодняшнего дня.