Когда случается настоящему художнику жить в эпоху больших перемен, на его плечи ложится огромная ответственность перед грядущими поколениями. Честно и, по возможности, беспристрастно оценить происходящее, определить личное отношение и как можно точнее передать живые впечатления на холсте удаётся далеко не каждому даже самому гениальному живописцу. Но тому, кто всё-таки сумел ухватить кончиком кисти сам дух времени, благодарность потомков обеспечена: такие картины, как магический портал, в одно мгновение способны переносить зрителей в самую гущу событий.
Вряд ли считал себя Александр Викторович Моравов летописцем, да и не был он таковым никогда. Но так уж сложилось, что на творческий путь он вступил под началом прославленных русских мастеров К.А. Коровина, В.А. Серова, А.Е. Архипова, а в 20-е годы XX века с энтузиазмом включился в работу знаменитой АХРР. Будучи приверженцем глубоко реалистического отображения действительности, Моравов был одинаково правдив, изображая простую незатейливую жизнь дореволюционной глубинки и полные воодушевления будни строителей новой России.
Поселившись в 1903 году в Тверской губернии, художник получил уникальную возможность рассмотреть вблизи крестьянское сословие, а, узнав его, проникнуться любовью и уважением к тому настоящему, исконному, глубинному, что хранится тысячелетиями в деревенском укладе. Несомненно, деревня произвела сильное впечатление на молодого живописца; созданные в последующее за переездом десятилетие полотна лучшее тому свидетельство.
«Мальчик-рыболов», «Зимний спорт», «Беседа», «Вязка снопов», «Косцы», – словно кадры цветной кинохроники столетней давности мелькают перед глазами, открывая мир нехитрых крестьянских радостей. От солнечных картин русского раздолья с разнотравьем покосных лугов, зелёными перелесками, прохладной речной рябью и бездонным небесным сводом веет величавым спокойствием и безмятежностью; совершая вместе с природой вечный круговорот, человек в минуты напряжённого труда или беззаботного отдыха является частью исполненного мудрости жизненного цикла.
В послереволюционный период творчества внутренняя ритмика полотен Моравова заметно изменилась: на смену размеренному предсказуемому ходу событий пришёл динамичный пульс нового времени. Александр Викторович искренне приветствовал преображение России и стремился с обычной для него исторической точностью передать все приметы обновлённой действительности.
Здесь стоит особо остановиться на сюжете «В волостном ЗАГСе». Многолюдная картина искрится светлыми улыбками, молодым задором. Почти лубочный фейерверк пёстрых красок с первого взгляда заряжает какой-то безотчётной радостью, заставляющей улыбаться навстречу счастливым героям. Несмотря на скупую обстановку, грубоватую простоту лиц, обыденность одежды пространство картины до краёв наполнено энергией и оптимизмом, верой во что-то большое и очень хорошее. Эхом из далёкого прошлого талант художника доносит до нас чувства и настроения людей тех лет, о которых так противоречиво толкуют сегодня историки всех мастей.
А.В. Моравову посчастливилось много успеть на своём веку. Великолепный жанрист и мастер лирического пейзажа, иллюстратор, профессор, педагог, пропагандист, он перенёс на свои полотна целую эпоху, в которой жил, работал, мечтал, которой восхищался всей душой. Его картины правдивы и эмоциональны, и этим особенно ценны для нас, идущих следом.
Автор: Лёля Городная