Найти тему
Живопись

Художник Александр Викторович Моравов: русский реализм

Когда случается настоящему художнику жить в эпоху больших перемен, на его плечи ложится огромная ответственность перед грядущими поколениями. Честно и, по возможности, беспристрастно оценить происходящее, определить личное отношение и как можно точнее передать живые впечатления на холсте удаётся далеко не каждому даже самому гениальному живописцу. Но тому, кто всё-таки сумел ухватить кончиком кисти сам дух времени, благодарность потомков обеспечена: такие картины, как магический портал, в одно мгновение способны переносить зрителей в самую гущу событий.
«Зачитались», холст, масло
«Зачитались», холст, масло
«Беседа», холст, масло
«Беседа», холст, масло

Вряд ли считал себя Александр Викторович Моравов летописцем, да и не был он таковым никогда. Но так уж сложилось, что на творческий путь он вступил под началом прославленных русских мастеров К.А. Коровина, В.А. Серова, А.Е. Архипова, а в 20-е годы XX века с энтузиазмом включился в работу знаменитой АХРР. Будучи приверженцем глубоко реалистического отображения действительности, Моравов был одинаково правдив, изображая простую незатейливую жизнь дореволюционной глубинки и полные воодушевления будни строителей новой России.

«Портрет Любочки с собакой», 1908, холст, масло
«Портрет Любочки с собакой», 1908, холст, масло

Поселившись в 1903 году в Тверской губернии, художник получил уникальную возможность рассмотреть вблизи крестьянское сословие, а, узнав его, проникнуться любовью и уважением к тому настоящему, исконному, глубинному, что хранится тысячелетиями в деревенском укладе. Несомненно, деревня произвела сильное впечатление на молодого живописца; созданные в последующее за переездом десятилетие полотна лучшее тому свидетельство.

«У окна. Портрет В. В. Ушаковой»,1907, холст, масло
«У окна. Портрет В. В. Ушаковой»,1907, холст, масло

«Мальчик-рыболов», «Зимний спорт», «Беседа», «Вязка снопов», «Косцы», – словно кадры цветной кинохроники столетней давности мелькают перед глазами, открывая мир нехитрых крестьянских радостей. От солнечных картин русского раздолья с разнотравьем покосных лугов, зелёными перелесками, прохладной речной рябью и бездонным небесным сводом веет величавым спокойствием и безмятежностью; совершая вместе с природой вечный круговорот, человек в минуты напряжённого труда или беззаботного отдыха является частью исполненного мудрости жизненного цикла.

«Мать», 1902, холст, масло
«Мать», 1902, холст, масло
«Косцы», 1909, холст, масло, 83 х 117, частное собрание
«Косцы», 1909, холст, масло, 83 х 117, частное собрание

В послереволюционный период творчества внутренняя ритмика полотен Моравова заметно изменилась: на смену размеренному предсказуемому ходу событий пришёл динамичный пульс нового времени. Александр Викторович искренне приветствовал преображение России и стремился с обычной для него исторической точностью передать все приметы обновлённой действительности.

«Подсчет трудодней», 1930-1933, холст, масло, Тверская ОКГ
«Подсчет трудодней», 1930-1933, холст, масло, Тверская ОКГ
«В волостном ЗАГСе», 1929, холст, масло
«В волостном ЗАГСе», 1929, холст, масло

Здесь стоит особо остановиться на сюжете «В волостном ЗАГСе». Многолюдная картина искрится светлыми улыбками, молодым задором. Почти лубочный фейерверк пёстрых красок с первого взгляда заряжает какой-то безотчётной радостью, заставляющей улыбаться навстречу счастливым героям. Несмотря на скупую обстановку, грубоватую простоту лиц, обыденность одежды пространство картины до краёв наполнено энергией и оптимизмом, верой во что-то большое и очень хорошее. Эхом из далёкого прошлого талант художника доносит до нас чувства и настроения людей тех лет, о которых так противоречиво толкуют сегодня историки всех мастей.

«Подружки», 1921, холст, масло, частная коллекция
«Подружки», 1921, холст, масло, частная коллекция
Мальчик-рыболов, 1907, холст, масло, Воронежский ОХМ
Мальчик-рыболов, 1907, холст, масло, Воронежский ОХМ

А.В. Моравову посчастливилось много успеть на своём веку. Великолепный жанрист и мастер лирического пейзажа, иллюстратор, профессор, педагог, пропагандист, он перенёс на свои полотна целую эпоху, в которой жил, работал, мечтал, которой восхищался всей душой. Его картины правдивы и эмоциональны, и этим особенно ценны для нас, идущих следом.

«На террасе летом», холст, масло, Вязниковский ИХМ
«На террасе летом», холст, масло, Вязниковский ИХМ

Автор: Лёля Городная

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Ставьте палец вверх, пишите комментарии! Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!