"…Третьим в этой компании оказался неизвестно
откуда взявшийся кот, громадный, как боров,
черный, как сажа или грач, и с отчаянными
кавалерийскими усами.
Тройка двинулась в Патриарший, причем кот тронулся
на задних лапах".
"…на ювелиршином пуфе развалился некто третий,
именно – жутких размеров черный кот со стопкой
водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел
поддеть маринованный гриб, в другой".
"Мастер и Маргарита" М. Булгаков
Также вспоминается сцена неудачной попытки ареста кота агентами ГПУ: "- Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, – недружелюбно насупившись, проговорил кот…"
Если говорить о собственно кошачьей сущности Бегемота, то прототипом послужил домашний питомец Булгаковых – Флюшка, огромный серый котище. Ленивая вальяжность Бегемота, его хитрость и чревоугодие навеяны характером булгаковского кота. Только масть ему писатель поменял: ведь Бегемот служит в свите князя темных сил, а черных котов издавна связывали с нечистой силой и недобрыми предзнаменованиями. Но кот Бегемот имеет еще и человекоподобный облик, а иногда и вовсе оборачивается человеком – этакий кот-оборотень.
Очеловечил кота уже Шарль Перро в знаменитой сказке "Кот в сапогах".
Позднее Э.Т.А. Гофман (один из любимейших писателей Булгакова) сочинил "Житейские воззрения кота Мурра".
Но ближе всех к "бегемотовской" теме подступил русский писатель XIX века Антоний Погорельский, автор сказки "Чёрная курица".
В 1825 году была опубликована его фантастическая повесть "Лафертовская маковница". У старухи-ведьмы жили черный кот
и девушка-сирота. Этот черный кот был непременным участником магических ритуалов ведьмы. Девушка Маша не сразу поняла, в какой вертеп она угодила: "Бросив нечаянно взгляд на черного кота,
она увидела на нем зеленый мундирный сюртук; а на месте прежней круглой котовой головки показалось ей человеческое лицо…"
Дальше – больше: кот превращается в "мужчину небольшого росту"
с хитрым взглядом и вкрадчивым поведением, он представляется девушке чиновником Мурлыкиным и, по наущению ведьмы, даже сватается к ней. Но в самый ответственный момент слышится лай
собаки, и Мурлыкин совсем по- кошачьи пускается наутек…
А почему – Бегемот? Только ли оттого, что большой, "как боров"?
И черный, как ночь? Высказывались предположения, будто это имя навеяно названием популярного в 1920-е годы юмористического журнала "Бегемот".
Но скорее всего, ответ кроется в самой природе "демонической" группы персонажей, возглавляемой Воландом.
Свиту дьявола составляют, естественно, демоны.
А Михаил Булгаков был хорошо знаком с классической демонологией. Среди имен самых влиятельных и злобных демонов – Асмодей, Велиал, Люцифер, Вельзевул, Маммон и т.д. – есть и демон Бегемот.
Как большинство интеллигентов-естественников того времени, Булгаков не верил в Бога, но знал историю христианства и с особенным интересом относился к персонажам инфернальным.
Его любимыми произведениями были "Фауст" Гёте и одноименная опера Шарля Гуно. В гимназические и студенческие годы Булгаков слушал оперу "Фауст" 41 (!) раз.
Неудивительно, что в образе Воланда так много мефистофельского. Повлияли на молодого писателя и научные исследования его отца, либерального профессора Духовной академии, по истории европейской церкви и современному франкмасонству.
В набросках Булгакова к "Мастеру и Маргарите" содержится много выписок из книги М.А.Орлова "История сношений человека с дьяволом", опубликованной в 1904 году.
В ней, есть глава о французском священнике Урбане Грандье
и "луденских одержимых". Урбан Грандье был человеком выдающихся способностей, он получил прекрасное духовное образование у иезуитов в Бордо и в двадцать семь лет уже имел свой приход
в городе Лудене.
Дар проповедника очень скоро сделал аббата Грандье местной знаменитостью. Грандье не только снискал себе славу, но и нажил врагов и завистников.
Но высоких покровителей у аббата было столько, что он чувствовал себя в полной безопасности. Однако обличительный пафос отца Урбана оказался лицемерным, его репутация, как говорят французы, – засаленной. Поначалу на любовные похождения молодого аббата закрывали глаза, пока он не занялся совсем юными девочками. Урбан Грандье совратил дочь своего друга, королевского прокурора Тренкана, и она от него родила. Потом увлекся дочерью вдового королевского советника Рене де Бру. Девушка мучилась от сознания, что совершает смертный грех, вступая в связь с духовным лицом. Тогда Грандье совершил святотатство: он обвенчал сам себя со своей любовницей. Да еще написал трактат, в котором доказывал, что безбрачие католического духовенства не догмат, а лишь обычай, и его нарушение не смертный грех, а так себе, грешок.
Уже в пору священства Грандье в Лудене там появился женский монастырь урсулинок. Сначала он состоял всего из нескольких монахинь, решивших уйти от суетного мира.
Они брали на воспитание девочек, трудились, но и получали пожертвования. Вскоре монастырь начал процветать, особенно когда настоятельницей стала одна из сестер-урсулинок – Анна Дезанж.
Все монахини, кроме одной, были знатного происхождения, из состоятельных семей. В 1631 году умер престарелый священник монастыря аббат Муссо. На его место сразу появилось несколько кандидатов, в том числе Урбан Грандье. Но урсулинки решительно воспротивились беспутному аббату, они просили назначить им в духовники преподобного Миньона.
Дело "луденских одержимых" подробно описано непосредственными участниками процесса и позднее изложено во многих источниках.
С весны 1632 года по городу поползли слухи: ночью урсулинки бродили
по обители, даже появлялись на крыше, им являлись привидения, истязали и мучили монашек. Первой "заболела" мать-игуменья, затем злой дух, как эпидемия, охватил всю общину, за исключением пяти сестер. Подцепила "заразу" и вовсе посторонняя девица, пришедшая навестить родственницу-монахиню.
Аббат Миньон первым забил тревогу и призвал на помощь аббата Барре, опытного экзорциста.
Они начали читать молитвы над самой игуменьей Анной Дезанж.
И тут началось! Женщина забилась в жестоких судорогах, выла
и скрежетала зубами. Наконец, засевший в ней демон начал отвечать на вопросы экзорцистов. После отчитывания ее и других одержимых выяснилось, что игуменья нашла ветвь розового куста, усыпанную крупными цветами; видимо, кто-то перебросил розы через монастырскую ограду. Игуменья понюхала цветы, другие монахини тоже любовались ими и вдыхали аромат.
Так все началось: ветвь-де была "наузой" - заговоренным предметом.
Через наузу в монашек и вселилась нечистая сила.
Затем все урсулинки вдруг воспылали любовью к Урбану Грандье,
он стал им являться во сне и наяву, склоняя их к распутству, разжигая
в них страстное желание.
Когда экзорцисты обращались к урсулинкам, монахини отвечали своими голосами, когда же вопрошали демонов, бесы отвечали совершенно другими, заставляли своих жертв корчиться
в судорогах, изо рта у них шла пена, глаза страшно выпучивались.
Но как только бес усмирялся, одержимая приходила в нормальное состояние, цвет лица становился здоровым, а пульс ровным.
Если верить свидетельствам урсулинок и откровениям самих демонов, виновником всего случившегося был аббат Грандье.
Священники Миньон и Барре тотчас обратились к властям, и с этих пор процесс велся с соблюдением всех законных процедур того времени.
Урбана Грандье арестовали по подозрению в сговоре с дьяволом
и умышленном наведении порчи на урсулинок.
Грандье все отрицал. Экзорцисты в присутствии судейских продолжали сражаться с демонами.
С одной стороны, правосудие и церковь старались выяснить
все обстоятельства "дела Грандье", в том числе и с помощью "откровений" демонов, с другой стороны, чертогоны (их было уже около десяти) стремились изгнать бесов из несчастных монашек,
а заодно расширить знания церкви об исчадиях ада, чтобы противостоять им.
Учение о демонах естественным образом вытекало из христианских представлений об ангелах.
Поскольку считалось, что Сатана и его демоны – это падшие ангелы,
то они, как и небожители, принадлежат к одному из девяти чинов ангельских – например, к чину Серафимов, чину Властей, чину Престолов и т.д.
Есть у бесов и узкая специализация: одни разжигают в человеке злобу, другие развращают его, третьи отвращают от Бога.
Если главному постулату демонологии не откажешь, по крайней мере,
в логике зеркального отражения (устройство преисподней есть отражение мира горнего), то в отношении описания внешности бесов творческая фантазия богословов не знала границ.
Например, демон Асмодей изображался как голый человек с тремя головами: человеческой посередине, бычьей справа и бараньей слева; являлся он обычно верхом на чудовище – помеси медведя, лошади и крокодила. Вот какие монстры поразили луденских монашек.
Игуменью же облюбовал демон Бегемот с сотоварищами.
Все они расселились в теле Анны Дезанж, как в "нехорошей квартире" – кто в боку, кто в руке, кто во лбу.
Бегемот избрал местом проживания чрево игуменьи, и неспроста –
он был бес чревоугодия, плотских вожделений и звериных наклонностей. Это он побуждает людей сквернословить и божиться.
А вот словесный портрет Бегемота: слоновья голова с хоботом и длинными острыми клыками, огромный живот, мощные руки с когтистыми пальцами, а ноги тоже слоновьи.
Этот странный образ также возник не на пустом месте – на древнееврейском языке слово "бегемот" означает "животные"
во множественном числе, в иудейских преданиях он считался царем зверей, своего рода символом всего животного мира.
В иудео-христианских текстах Бегемот описан дважды:
в библейской книге Йова как чудовищная помесь слона и гиппопотама
и в апокрифической книге Еноха как морское чудовище, обитающее неподалеку от сада, "где жили избранные и праведные".
Демоны упорно сопротивлялись, не желали оставлять своих жертв.
В знак своего выхода Бегемот подбросил тело Анны Дезанж на аршин вверх.
Другие бесы избирали такие знаки исхода:
Асмодей и Грезиль "вышли боком", оставив в боку дыру;
Левиафан оставил рану на лбу в виде кровавого креста;
Балам запечатлел свое имя на руке игуменьи;
Изакон ограничился царапиной на большом пальце левой руки.
Поначалу дело Грандье еще можно было замять или отнести
к компетенции только церковного суда.
Но в монастыре урсулинок проживали настоящие VIP-персоны, например, дочь маркиза де Ламотт, а еще одна урсулинка, г-жа Сазильи, была родственницей самого кардинала Ришелье.
Его Преосвященство давно подозревал, что Грандье – автор одного
из злых пасквилей на него. Во время обыска подозрения кардинала подтвердились – у аббата был обнаружен оригинал памфлета.
О "луденских одержимых" доложили королю Людовику XIII,
и он командировал в Луден интенданта провинции Лобардемона, тоже, кстати, родственника одной из одержимых.
23 июня 1634 года арестованного привели в храм на очную ставку
с одержимыми. Ему были зачитаны обвинения, он их отверг.
Монахини взывали к нему как к возлюбленному.
Когда же он заявил, что знать не знает этих дам, урсулинки взвыли
и порывались растерзать его. Заклинатели заставили говорить и демонов. Бесы признавали аббата "своим" и свидетельствовали против него.
В частности, они рассказали, как был заключен союз Грандье с дьяволом
и как именно произошло вселение демонов в урсулинок.
Они же сообщили, где на теле отступника возложены "печати дьявола" – это участки тела, нечувствительные к боли;
при уколе или порезе в этих местах не течет кровь.
Тут же проверили, и все подтвердилось. Грандье снова все отрицал.
Тогда епископ предложил ему, коли он не виновен, самому прочитать молитвы над одержимыми. Грандье повел себя довольно странно: внешне повиновался епископу, но словно старался уклониться от произнесения молитв.
Уже в начале заклинания он вместо слов "повелеваю и приказываю" произнес: "Я вынужден повелевать вам".
Епископ его остановил, очная ставка была завершена.
Суд рассмотрел представленные доказательства и признал Урбана Грандье виновным в колдовстве, сношениях с дьяволом и в ереси.
18 октября 1634 года он был приговорен к сожжению.
На эшафоте монах-капуцин протянул ему крест, Грандье отвернулся. Палач накинул ему на шею веревку, чтобы издалека потянуть за нее
и задушить приговоренного, прежде чем огонь подступит к нему.
Но пламя вспыхнуло слишком сильно, веревка сразу перегорела,
и Урбан Грандье сгорел заживо…
Это было последним аутодафе над священником во Франции.
Урсулинок и луденских жительниц исцеляли еще несколько лет.
Даже брат короля Гастон Орлеанский приезжал посмотреть
на диковинное поведение одержимых во время заклинаний экзорцистов. Многие явления и сегодня кажутся таинственными.
Например, появления стигм на теле одержимой (знаки выхода демонов), изрыгание с рвотой не поврежденных посторонних предметов, знание иностранных и древних языков, которых испытуемые прежде точно
не знали.
Эти и другие вопросы духовенство тогда же поставило перед учеными
(не теологами) из университета Монпелье:
- считать ли признаками одержимости неестественные движения, например, пригибание головы к пяткам;
- распухание языка и горла, выпучивание глаз;
- внезапный столбняк и нечувствительность к боли;
- воспроизведение чужих голосов, в том числе животных, когда звуки исходят не из уст, а из груди: всего десять пунктов.
Ученые дали в целом рациональные или уклончивые ответы:
- если искусно изгибаться умеет акробат, то может и любой человек
в определенных условиях;
- "расширение и трепетание груди зависит от вдыханий и выдыханий";
в вопросе о нечувствительности к боли ученые привели пример молодого спартанца, которому лисица прогрызла бок, но он не выказал страдания; - звуки можно издавать не только горлом и устами, но и чревом;
- чужих языков можно не знать, но некоторые слова, например, французского похожи на латинские и другие;
- изрыгать целые предметы могут люди со слабым желудком.
На вопрос о появлении стигм на теле ученые затруднились или
не решились ответить определенно.
С точки зрения современной науки происшедшее в Лудене
– яркий случай массового, или, точнее, индуктивного психоза.
В наше время один из самых ярких случаев произошел в 1938 году
в США.
В канун Хеллоуина по радио передавали спектакль "Война миров"
о нашествии марсиан на Землю. Многие фрагменты радиодрамы были решены в "репортажном" стиле, вдруг повествование прервалось, раздался страшный грохот, и после паузы одинокий голос начал монотонно повторять:"Вызываю Нью-Йорк. Ответьте.
Есть кто-нибудь в эфире? Ответьте…"
Вспыхнула массовая истерия, люди вскакивали в автомобили
и мчались прочь из городов, произошло много самоубийств.
В марте 1990 года около четырех тысяч жителей Косово были поражены таинственной болезнью – молодые люди жаловались на головную боль, головокружение, учащенное дыхание, тошноту, боль в груди.
Психоз начался в одном классе школы в Паджуево из-за слуха
о распылении отравляющего газа и стремительно распространился на все школы края.
Из последних случаев – таинственная эпидемия среди девочек
в Шелковском районе Чечни. Симптомы похожи на косовские и напоминают луденские: приступы удушья, страха и истерии, озноб, слабость, головная боль и онемение конечностей.
Специалисты из Института судебной психиатрии имени Сербского поставили диагноз: псевдоастматический синдром психогенной природы. Вот по каким "неведомым дорожкам" литературы, истории, медицины
и отчасти даже философии – пролегли следы кота Бегемота. Булгаковский Бегемот активно участвует в сотворении именно массовых безумств, вроде сеанса в Варьете.
В финале романа кот Бегемот превращается в благородного пажа
и в таком облике улетает со свитой Воланда.
Автор верил в то, что и злым силам свойственно благородство...
А кем же является Коровьев-Фагот ?
И кто ты, демон Азазелло?