Одним из не слишком хорошо известных широкому кругу любителей истории эпизодов Второй мировой войны является так называемая операция "Согласие" - совместная вооруженная агрессия СССР и Великобритании против Ирана, завершившаяся оккупацией последнего. Разумеется, вторжение было предпринято исходя из "высоких геополитических интересов" и официально обосновывалось якобы имевшей место "враждебной деятельностью Германии на территории Ирана". Но по сути это был ничем не спровоцированный агрессивный акт против гораздо слабейшего государства, не имевшего возможности оказать серьезного сопротивления нападавшим.
В числе задействованных во вторжении с советской стороны сил был и 24-й танковый полк, на момент начала операции подчиненный 20-й горнострелковой дивизии. Именно ему была поставлена задача захватить в первый же день наступления город Ардебиль, что танкисты и сделали, причем обойдясь вообще без поддержки пехоты. О том, как именно это происходило, повествуется в выписке из журнала боевых действий 24-го ТП за соответствующий период:
"В 3:30 25.8.41 г. получен боевой приказ командира 20 ГСД - с целью предотвращения нападения Ирана на СССР, о переходе государственной границы Ирана в направлении Уч-Булаг - Ардебиль с задачей: без одного эскадрона наступать в направлении иранской заставы Уч-Булаг и уничтожить Пиля-Чаевскую группу, одному эскадрону сосредоточиться в танковом резерве командира дивизии в районе Кальвязь, в дальнейшем двигаться в промежутке между 379 и 174 ГСП. Исходная позиция - 300 метров от госграницы занять к 4:15 под прикрытием артогня. Сборный пункт по выполнению ближайшей задачи - Ларун.
Выполняя боевое распоряжение № 02 штадива 20 ГСД от 25.8.41 г. полк в 6:15 25.8.41 г.перешел госграницу в районе иранской заставы Уч-Булаг. При подходе к зданию заставы танк командира машины замполитрука Хромченко с целью уничтожения запершихся в доме иранских пограничников открыл люк и бросил гранату в окно заставы, в это время из чердака дома на танк была брошена связка гранат, в результате чего была погнута верхняя крышка люка и осколками убит башенный стрелок красноармеец Верзун.
Уничтожив сопротивление на заставе полк в составе двух эскадронов (1-го и 3-го) двинулся в направлении на г. Ардебиль, 2-й эскадрон был оставлен в резерве командира дивизии. При входе 4-х танков с командиром полка в с. Килынж было замечено здание с национальным иранским флагом охранявшееся часовыми и представлявшее пост пограничной жандармской охраны. Взяв с собою несколько человек из экипажа командир полка обезоружил пограничных жандармов с начальником поста, в помещении забраны документы, часть их сожжены, а жандармы как пленные направлены в штаб.
Оторвавшись от пехоты два эскадрона полка под непосредственным командованием командира полка полковника Лебеденко, комиссара полка старшего политрука Леонова и начальника штаба капитана Лишафая в 13:00 подошли к г. Ардебилю, где командир полка отдал устный приказ о направлении в город с целью разведки двух танковых взводов под командованием лейтенанта Шевцова и лейтенанта Шостина, которые первыми ворвавшись в город и подойдя к военному городку встретили сопротивление. По приказу лейтенанта Шевцова был открыт пулеметный огонь и сопротивление было подавлено при чем сдались в плен около ста человек жандармов, в этот момент военный городок был подвергнут бомбардировке с воздуха и лейтенант Шевцов был ранен осколками авиабомбы, пленные начали разбегаться но лейтенант Шевцов лежа с левой руки открыл огонь из револьвера по убегающим и убил иранского офицера, кроме того в результате воздушной бомбардировки было ранено два красноармейца.
По прибытию полка в город были заняты объекты военного и государственного значения(почта, жандармское управление, телеграф и т.д.) Командир 1-го эскадрона капитан Близнец войдя в город подошел к тюрьме арестовал жандармов охранявших ее, освободил заключенных и организовал из них охрану арестованных жандармов.
Не имея пехоты полк не имел возможности полностью захватить остатки бежавшей иранской армии. Было взято в плен три офицера из коих один в звании майора.
В 14:00 25.8.41 г. полк полностью овладел г. Ардебилем. Потери материальной части полк не имел. После занятия г. Ардебиля полк производил разведку окрестностей города. В 18:30 сосредоточился сев. вост. окр. г. Ардебиль."
После успешного взятия Ардебиля полк продолжил наступление, получив сначала задачу занять перевал Балыхлы и уничтожить находящиеся там иранские войска. Танкисты начали выдвижение в заданный район 27 августа, однако на следующий день им пришлось вернуться ни с чем. После подъема на перевал оказалось, что местность там, включая и немногочисленные горные дороги, не годится для передвижения танков. Затем 24-й танковый полк перешел в подчинение 17-й кавалерийской дивизии и был задействован для захвата города Сераб. Совершив 140-километровый марш, бойцы к вечеру 29 августа достигли Сераба, но оказалось, что противника в нем нет. Поэтому танкисты и кавалеристы заняли город без боя, захватив там всего двух не успевших по какой-то причине уйти иранских солдат. К 1 сентября полк еще раз сменил место дислокации, сосредоточившись в районе Миане, где и завершил боевые действия в этой операции. Потери в материальной части составили всего один грузовой автомобиль, свалившийся с обрыва на марше (к счастью, при этом никто не пострадал), а потери в людях выразились в уже перечисленных выше одном красноармейце, убитом на заставе Уч-Булаг, а также троих раненых, которые пострадали в результате налета собственной авиации.
Michael Traurig