Пуанты - это то, с чем сегодня ассоциируется балет, то, что считается неотъемлемой его составляющей. В представлении каждого из нас образ балерины - это балетная пачка, "пучок" и пуанты.
Тем не менее, как многим из вас, наверное, известно, этот вид балетной обуви присутствовал в классическом танце не всегда (как и пачка). Когда же появились пуанты? На этот счет в интернете вы можете немало информации, однако многое из того, что написано, напоминает просто копирование одной и той же статьи со всеми присущими стереотипными утверждениями. Попытаемся навести порядок и разобраться в истории появления пуантов в балете.
Итак, самый распространенный миф: первой на пуанты встала Мария Тальони во время премьеры спектакля "Сильфида" в 1832 году. Это утверждение, как мантра, кочует из одной статьи об истории пуантов (а также балета "Сильфида") в другую. Здесь, как представляется, нужно четко отделить сладкое от теплого.
Для начала разберемся, что означает расхожее выражение "встать на пуанты"? Что подразумевается в точности под этим выражением? Здесь может быть 2 варианта.
1. Французское выражение "sur les pointes des pieds" (а именно во Франции проходила, как мы знаем, премьера "Сильфиды") дословно переводится как "на кончиках пальцев" (если быть совсем точным, "на кончиках (острие) ног, стопы"). То есть, первый вариант означает буквально то что, что балерина, по всей видимости, танцевала именно на пальцах, поднималась на них (на большой палец) в анатомическом, если хотите, смысле выражения, и к специальной обуви это отношения не имеет.
Если смотреть с этой точки зрения, то утверждение о том, что М. Тальони впервые встала на пальцы во время премьеры "Сильфиды", не соответствует истине. История знает и более ранние примеры танца на пальцах. Так, в самом начале 19 века отдельные па на пальцах проделывали: Женевьев Гослен, Амалия Бруньоли. Последняя дебютировала с Жаном Розье в балете Вестриса «Фея и рыцарь» в 1823 г. Через год в балете «Психея» Бруньоли вновь, танцуя Па-де-де с тем же партнером, неоднократно поднимается на пальцы. Розье «танцевал с каждой балериной, славившейся пальцевой техникой, от Женевьевы Гослен-старшей до Марии Тальони». Он и Ж. Гослен стали «провозвестниками нового стиля танца», - утверждает балетовед М. Уинтер. Также подобные па проделывали итальянка Фортуната Анджолини и француженка Фанни Биас.
В России и во Франции в тот момент успешно шел балет Шарля Дидло "Зефир и Флора", исполнительницы главных партий в котором, русская танцовщица Мария Данилова (а это 1808 год, Петербург) и та же Ж. Гослен (1815, Париж), а позже и знаменитая Авдотья Истомина (1828), описанная Пушкиным (об этом можно почитать здесь), также вставали в отдельных движениях на пальцы. Причем в случае с Гослен некоторые историки утверждают, что именно в 1815 году она появилась на пуантах как обуви. Эта балерина умерла в 1818 году в возрасте 27 лет, и балетные критики той эпохи в Тальони видели как раз ее реинкарнацию, в том числе и в смысле танца на пуантах.
Все первые изображения стояния балерины на пальцах относятся именно к спектаклю "Зефир и Флора". А если учитывать, что первая его постановка состоялась еще в 1796 году, то можно предположить, что к тому же времени и относится первый случай танцев на пальцах. Хотя, прямых доказательств тому не существует, а некоторые историки балета считают, что Дидло подсмотрел "вставание" на пальцы позже у Фортунаты Анджолини, находясь в Лондоне в 1811 году.
Кроме того, и сама Тальони встала на пальцы гораздо раньше 1832 года - еще в 1827 году, и тогда критики писали о «возрождении мадемуазель Гослен». На пальцах она танцевала и в 1830 году в опере-балете "Бог и Баядерка", и в 1831 году в балетных номерах оперы "Роберт Дьявол".
Итак, с этим разобрались. Вставать на пальцы в анатомическом смысле этого выражения стали раньше, чем случилась премьера "Сильфиды". Кстати, во многих статьях авторы еще и путаются в дате премьеры, называя в качестве таковой 12 марта 1839 года. Премьера "Сильфиды" - это 12 марта 1832 года.
2. Второй вариант - встать на пуанты в смысле "надеть пуанты, т.е. специальную балетную обувь; танцевать в ней". Здесь также не все однозначно.
Во-первых, некоторые историки балета утверждают, что полностью весь спектакль на пуантах станцевала та же Тальони, но в 1830 году (тот же "Зефир и Флора"), а потом в балетном 3 акте "Роберта-Дьявола".
Во-вторых, стоит сделать следующие корректировки.
Нужно четко понимать, что пуанты, как балетная обувь, претерпевали существенные изменения конструкции в течения всего того отрезка истории, на протяжения которого они существовали. Пуанты в 30-х годах 19 века и, например, в конце его, - это разные пуанты.
Прототипы пуантов как обуви появились еще в начале 19 века с приходом Наполеона, когда во Франции воцарился стиль ампир, с его следованием античной моде: светлые платья из тончайших тканей с очень высокой талией, роскошные кашмирские шали вместо верхнего платья, подчеркивающие красоту женского тела и изящество движений. Появились бескаблучные, цвета слоновой кости, атласные туфли на узкой подошве, которые сначала были остроносыми, а позднее - с тупыми носами. «Стерлядки» (так их называли), шились на одну ногу, разделение на «левую» и «правую» отмечалось на этикетке. Иногда обувь подвязывалась лентами по типу античных сандалий. «Они-то и стали прототипом балетных пуантов», - считает историк моды А. Васильев.В такой обуви, например, ходила супруга Наполеона Жозефина Богарне.
Далее, та обувь, в которой вышла сама Тальони в "Сильфиде", представляла из себя следующее. Она была очень тонкая, сшита из мягкого шелка и лишь простегана около носка опять же шелковой нитью. Этим и ограничивались технические приспособления для пальцевого танца Тальони. При этом, ее пуанты ничем не отличаются внешне от той обуви, в которой в то же время танцевали Фанни Эльслер или Фанни Черрито. Тальони, как известно, обладала «стальными» пальцами (а еще и икрами, т.к. работа пальцев неотделима от работы икр), натренированными во время многочасовых изнуряющих занятий под руководством своего отца, и твердая прокладка ей была не нужна. Стопа Тальони в такой обуви могла сохранять гибкость и подвижность, стопа же балерины в современной балетной обуви с твердым носком имеет, по сути, только 3 положения: первое - когда стоит на полу, второе - когда вытянут подъем, на пальцах или в воздухе, а третье - на полупальцах. Такая обувь, позволяющая крутить 32 фуэте, появилась значительно позже, к концу 19 века.
Более того, интересно следующее. Во время премьеры "Сильфиды" факт того, что Тальони танцует в какой-то специальной обуви, остался незамеченным. Критики отмечали лишь ее парящий, легкий стиль, бесшумные приземления с прыжков, однако о таком техническом новшестве (хотя, как мы выяснили, никакое это не новшество), как пуанты, в рецензиях на балет никто не написал. Это говорит о том, что ее пальцевая техника не бросалась в глаза, а танцевала она, по сути всем телом, а не только ногами. Уже позже критики стали замечать "выдумщиков", танцующих на большом пальце ноги, и относились к этому без приветствия.
Мария Тальони и сама не придавала особого значения данной "разработке", не относилась к ней как к самоцели, не пользовалась ей для выставления на показ каких-то трюков; для нее первостепенное значение имели лишь «невыразимое порханье», потребности прыжка, бесшумные приземления. Только так можно было подчеркнуть невесомость, сказочность, нереальность персонажа, - девы воздуха Сильфиды. И когда в конце 19 века начали появляться пуанты с твердым носком, стареющая балерина с пренебрежением отнеслась к этому новшеству, считая его профанацией балетного искусства, а обувь новых виртуозок хлестко обозвав «ортопедическими приспособлениями». Новые адажио, где больше не доминировал апломб, она считала верхом вульгарности.
Итак, суммируя изложенное мы делаем следующий вывод:
Во-первых, балет "Сильфида" не является спектаклем, в котором балерина впервые встала на пуанты. Он является спектаклем, после которого танец на пальцах стал широко распространен. Окончательное вставание на пуанты произошло только спустя некоторое время.
Во-вторых, впервые на пальцы встала не Мария Тальони, это точно. Сложно сказать, была ли это Фортуната Анджолини, Фанни Биас, Мария Данилова или Женевьев Гослен, но так как первая родилась раньше остальных на 15 лет, то вполне возможно, что это была именно она. Если же речь идет о пуантах как специальной балетной обуви, то вполне возможно, что первой была как раз Тальони.
Во-третьих, сложно говорить о том, когда именно пуанты появились в балете, так как в каждый период истории они представляли из себя разную обувь, совсем не ту, что они представляют из себя сейчас. Несомненно только то, что в специальной обуви, которая затем модифицировалась в современную, танцевать начали примерно в конце 20-х начале 30-х годов 19 века.
Насчет же эволюции пуантов мы поговорим в одной из следующих статей.
Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.
Также интересно:
"И быстрой ножкой ножку бьет": какие балетные движения имел в виду Пушкин?
Жизель - парижская куртизанка? Разбираемся.
Франция vs Россия: топ-5 красавиц французского балета