Найти тему
Школьный логопед+

Прописи без фанатизма: умеем писать элементы, - «нарастить» до буквы легко и просто. Советует логопед

Приветствую вас!

В начальной школе, на этапе обучения письму (а теперь и в детском саду), принято обременять детей бессмысленными, в несколько страниц, заданиями прописывать одно и то же по нескольку раз. Уже одно это надолго отвращает детей от процесса письма!
Между тем,
мы пишем не для того, чтобы «рисовать» буквы, а чтобы посредством письма обозначать предметы, действия… выражать свои мысли, желания… описывать истории, явления и т.д.
Скажу коротко: -
Нет необходимости тратить драгоценное время и пока ещё скудные способности детей 6-8 лет на этот, извините, механический примитив... В своей практике стараюсь использовать несколько другие методы в обучении письму. В моих предыдущих статьях уже упоминались авторские приёмы и методы. Текущая работа представляет собой некоторое обобщение по данной тематике

Это будет наша настольная табличка на занятиях по графике. В прописном алфавите строчные буквы стоят  перед заглавными - для профилактики повторов  на письме
Это будет наша настольная табличка на занятиях по графике. В прописном алфавите строчные буквы стоят перед заглавными - для профилактики повторов на письме

Не буду утомлять вас рассуждениями о произвольном и непроизвольном в любой сфере деятельности, но замечу:
в рассматриваемый
возрастной диапазон - 6-8лет происходит, где плавно и последовательно, а где и с большим остатком инфантилизма, переход от непроизвольных форм внимания и восприятия к произвольным.
В детской психологии нормы, в специальной - аналогично, существуют чётко обозначенные сроки этого перехода.
В моей практике приходится сталкиваться больше с качественным своеобразием этого процесса: где и возраст "размыт", и нюансов не счесть...

Т.е. - большая категория детей "застревает" в игровой (непроизвольной) форме деятельности в ущерб произвольной независимо от возраста...

Что делать в такой ситуации, когда ребёнок не готов к обучению письму, а возраст "подгоняет", - школа на подходе...

- Образно говоря, "натягиваем" игровые формы деятельности на обучающие навыки, - обучение на интерес: просто - легко - доступно - последовательно и, главное, - занимательно;
не продвигаемся дальше, если текущий материал не усвоен!

Согласна, - это всё из дидактических принципов; разве что в моём подходе больше утрирования некоторых из них, - во всяком случае, это результативно; и хорошо срабатывает со сложными случаями...

Подготовительный период (см. предыдущие статьи)

Логопед - это не только про звуки: Графика в детском саду. Часть 1. Акценты

Логопед - это не только - "Скажи: рыба». Графика в детском саду. Часть 2. Продолжение

Графика в детском саду. С логопедом. Часть 3.

А дальше играем в значки (элементы букв) - складываем их
( овал+крючок=буква "
а", прямая наклонная короткая палочка + змейка= буква "п" и т.д.) - играем (работаем) в прописном алфавите: найти заданный элемент во всех буквах, обвести - "пусть рука запомнит" посчитать и т. д.

Умеем писать несколько букв гласных и согласных звуков, - образуем из них слоги по схемам: "ГС, СГ"

"нижнее и верхнее" соединения отрабатываем на самодельных табличках (если есть печатные, - ещё лучше)

"Графика - II" -  По следам анализа пишем обратные закрытые и прямые открытые слоги; здесь же впервые упоминаем о свойстве буквы "и"  - смягчать предыдущую согласную, - практически
"Графика - II" - По следам анализа пишем обратные закрытые и прямые открытые слоги; здесь же впервые упоминаем о свойстве буквы "и" - смягчать предыдущую согласную, - практически

После слого-схемы "СГ" ( + владение "нижним и верхним" соединениями букв) детям уже доступно составление и письмо двусложных и трёхсложных слов без стечения согласных.
Н:
"лама, сама, панама и т. д. " Они переживают и радуются этим своим достижениям очень эмоционально и позитивно.

Дальше составляем и пишем слоги со всеми буквами согласных звуков:

Дети сами выбирают букву; "держим" столбик, читаем по алгоритму
Дети сами выбирают букву; "держим" столбик, читаем по алгоритму
Алгоритм письма постоянный: читаем по следам анализа - пишем - читаем написанное

Навыки в прописи слогов по схемам закрепляем в тетрадках-прописях "Звукобуквенный анализ - 1":

Первые диктанты... Целесообразно каждое занятие по графике заканчивать маленьким диктантом
Первые диктанты... Целесообразно каждое занятие по графике заканчивать маленьким диктантом

Сравнительный звукобуквенный анализ в качестве закрепления:

Читаем - различаем - подбираем - пишем - читаем столбики
Читаем - различаем - подбираем - пишем - читаем столбики

И теперь мы готовы к изучению слов.

Продолжим в следующих статьях и видео

По традиции: лайк, а лучше - комментарий; можно и подписаться...