Автомобильный кластер Санкт-Петербурга все чаще называют второй автомобильной столицей в России. На фоне разговоров об утрате Москвой автомобильного производства, все ярче видны достижения культурной столицы.
Напомним, что за последние два десятилетия в северной столице и ее пригородах были построены автомобильные заводы таких ведущих мировых производителей, как Hyundai, Toyota, Nissan, Ford и General Motors. Строил планы и японский автопроизводитель Suzuki. В результате был сформирован новый автомобильный центр страны с суммарной производственной мощностью по выпуску более 660 000 автомобилей в год, что выводило данный кластер на второе место в стране, после Тольятти (АвтоВАЗ). Фактически главным фактором создания нового центра автостроения Российской Федерации стало географическое положение города-порта на входных путях из Европы. Аналогичный кластер, созданный в Калуге, напротив, был рассчитан на близость столичного региона, как самого большого по объему рынка страны.
Тем не менее, именно эти два кластера – в Санкт-Петербурге и Калуге стали символами нового автопрома России.
Правда, в 2015-м, а затем в 2019 году, поочередно, два американских автопроизводителя решили все же покинуть российский рынок и теперь две сборочные площадки ищут покупателей. Тем не менее, оставшиеся в Санкт-Петербурге заводы работают достаточно стабильно и даже строят перспективные планы.
Автозавод «Хёндэ Мотор Мануфэкчуринг Рус» уже несколько лет является самым эффективным предприятием нового автопрома России. Его производственные мощности рассчитаны на выпуск 230 тыс. автомобилей в год. Тем не менее, в 2019 году предприятие выпустило 245 тыс. автомобилей. Мощности загружены на 107%. В предыдущие годы загрузка предприятия также была выше 100%. Предприятие выпускает кроссовер Hyundai Creta, седаны Hyundai Solaris и KIA Rio, а также хэтчбек X-Line. На сегодня это самые популярные иномарки на российском авторынке.
На втором месте по степени загрузки производственных мощностей в российском автопроме завод Toyota, также расположенный в Санкт-Петербурге. При мощностях, рассчитанный на выпуск 100 тыс. автомобилей, в прошлом году произведено около 75 тысяч седанов Toyota Camry и кроссоверов RAV4.
Пока не так эффективен в плане использования производственных мощностей (56%) завод «Ниссан Мэнуфекчуринг Рус». Но его можно нагрузить серийным выпуском нового поколения Mitsubishi Outlander, который построен на платформе Nissan X-Trail.
Тем не менее, эти три столпа нового российского автопрома имеют планы своего развития и углубления локализации. Так, на днях корейский автопроизводитель Hyundai получил разрешение на строительство завода стоимостью 12,7 млрд руб. Здесь будут выпускать двигатели для автомобилей корейских марок Hyundai и KIA.
Госстройнадзор Петербурга выдал ООО «Хэндэ Виа Рус» разрешение на строительство завода по производству двигателей. Завод будет построен к ноябрю 2021 года.
«Для возведения нового производственного объекта застройщик предоставил необходимый пакет документов, который требуется в соответствии с Градостроительным кодексом. Завод расположится на Левашовском шоссе. Планируемый срок завершения строительства 22 ноября 2021 года», – сказано в сообщении ведомства.
В сообщении отмечается, что проект предусматривает строительство здания производственного корпуса общей площадью 35 184 кв. м, здания КПП площадью 96,84 кв. м, а также здания испытания двигателей площадью 1 132 кв. м.
Напомним, Hyundai намерен построить завод производственной мощностью 330 тысяч двигателей в год, объем инвестиций составит 12,7 миллиарда рублей. Строительство нового завода создаст порядка 500 рабочих мест. Всю эту информацию рассекретил портал spbdnevnik.ru.
Правда, в первоначальных планах корейского автопроизводителя мощность предприятия была указана на 150 тыс. моторов. Скорее всего, помимо ранее заявленного атмосферного мотора 1.6, известного по Hyundai Solaris и KIA Rio на предприятии может быть освоен выпуск еще одного двигателя. Придется подождать официальных заявлений.
Судя по заявленным производственным площадям, моторный завод будет представлять собой аналог моторного предприятия Volkswagen в Калуге, о котором писал наш канал.