Найти тему

Синий цвет: история, психология, оттенки

Оглавление

Все о синем цвете и его оттенках. История синего, мнения психологов и дизайнеров

История синего цвета

Наверное самой популярной и полной книгой о синем цвете можно назвать книгу Мишеля Пастуро  "Синий. История цвета".

Мишель Пастуро - историк и специалист по геральдике, нумизматике и символике цветов написал целую книгу о синем цвете. В книге не только история использования синего цвета в живописи. Это история цвета в самом масштабном виде: от открытия красителей и использования их в одежде до распространения его по миру. Мишель Пастуро рассматривает синий цвет как отдельное социальное явление. Автор изучает цвет с точки зрения социологии, истории, промышленности и искусства.  

Итак, какова же история синего цвета?

Древние римляне считали синий варварским цветом, а синие одежды - признаком дурного вкуса.

У древних китайцев понятия синего и зеленого были взаимозаменяемы, а четкого различия в цветовых обозначениях этих двух цветов не было, возможно, потому, что зеленый рассматривался как порождение синего.

Важное символическое значение в Древнем Египте имел голубой или синий цвет, соответствующий истине. Особо ценился синий камень лазурит.
В
Античности синий считался атрибутом Юпитера и Юноны как богов неба и означал религиозное чувство, преданность и невинность. Для христиан синий считались мистическими, а голубой символизировал небо, был цветом вечности, настраивал на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования и кротости.

Гете относил синий к отрицательным цветам. 

Гете: Синий. «Как цвет это — энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто». Гете тонко чувствует «мистицизм» синего и пишет о нем, как о создающем странное, невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, «уходит» от человека. Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде.

Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер, И. Гете и другие психологи.

Начиная с XII века он постепенно набирает популярность во всех областях жизни, а синие тона в одежде и в бытовой культуре становятся желанными и престижными, значительно превосходят зеленые и красные.

В наше время, по данным опроса, который организовал сервис YouGov, самым популярным цветом в мире был назван синий. В исследовании приняли участие жители 10 стран — Великобритании, Германии, США, Австралии, Китая, Гонконга, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Индонезии. Причем мужчины предпочитают синий больше чем женщины.

Не удивительно, что Американский Институт цвета Pantone выбрал главным цветом 2020 года «классический синий» Classic Blue.

Символика синего цвета

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим».

Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным у некоторых народов. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «синей бороде». У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов.

Синий цвет в рекламе

Сегодня символика цветов широко используется в бизнес-рекламе. Психологи установили, что синий, также как и золотой, белый, черный, красный — «дорогие» цвета, испокон веков отождествляющиеся с элитой общества. И действительно, в товарах верхнего ценового диапазона очень распространено сочетание синего или черного с золотым. Это делается для того, чтобы сконцентрировать внимание потребителя не на упаковке, а на самом продукте, показать его значимость и престижность.

В рекламе промышленных товаров чаще всего используется вместе с белым и оранжевым.

Экспериментально были проверены различные цветовые сочетания. И на первом месте по степени эффективности привлечения внимания оказалось сочетание "синий на белом".

Синий редко когда означает какой-то призыв, также он не вызывает сильной эмоциональной реакции, в отличие от красного, жёлтого и ярко-зелёного. Синий это больше цвет спокойствия, равновесия, но при этом честности и благородства.

Психология синего цвета

Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются — в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т.д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать о характере и эмоциональном складе.

Синий — цвет неба, покоя, расслабления.

Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих.

В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости.

Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности.

Выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается;

Оформление помещения в синих тонах

Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов)  в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду. Немногие  бизнесмены знают, что цветовая гамма интерьера воздействует на подсознание человека. Причем не только на работоспособность сотрудников, но и на результаты деловых переговоров.

Так, голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских взаимоотношений, поэтому его рекомендуется использовать в помещениях для переговоров. А, казалось бы, близкий к нему синий, наоборот, рассеивает внимание и снижает работоспособность персонала. Так что многие руководители даже не догадываются, что причиной резкого снижения коммерческой прибыли их фирмы вполне может стать... шикарный евроремонт в офисе, выполненный в очень модном нынче стиле «небесной синевы». 

Оттенки синего цвета

Оттенки синего — это 180 тонов (в палитре Пантон), средних и темных, ярких и тусклых, с серыми, зелеными, фиолетовыми, бирюзовыми подтонами. В таблице представлены лишь некоторые из них.

Вас может заинтересовать:

Статья на сайте: Красный цвет: история, психология, оттенки