Это очередная субъективная статья, написанная по ярким детским и юношеским воспоминаниям о Советском Союзе и отрезвляющим впечатлениям о Соединённых Штатах, а именно - где ощущалось больше свободы в плане передвижения по стране.
Чтобы не тянуть резину (to cut to the chase), сразу скажу, что свободы передвижения ощущалось гораздо больше в Советском Союзе (в моём представлении), чем в Америке. Может быть, слова Лебедева-Кумача ("широка страна моя родная") промыли мне и моим друзьям мозги, но мы действительно были уверены, что куда бы мы не пошли, не поехали или не полетели, все леса, поля и реки были нашими.
Помню, как летом очень сложного 1990 года мы с ребятами частенько ходили в лес то за грибами, то за ягодами, то за орехами. Какие-то работящие соседи начали возделывать пятачки земли на опушке леса и выращивать на них картошку. Кто-то начал пасти коз и коров у нас под окнами девятиэтажного дома. Американцу такое и в голову не пришло бы.
Никто и подумать тогда не мог, что через пару десятилетий начнут появляться вывески об опасности перехода на чью-то частную собственность в том же самом лесу, который был когда-то общим, то есть нашим.
В США такие вывески - это норма и местами даже гордость за то, что страна пошла по пути капитализма, а не радикального социализма с его запретом частной собственности. Есть логика в том, что лезть к чужому человеку в огород чревато последствиями, хотя за такие же проступки можно было нарваться на неприятности и в Советском Союзе - правда без разъярённого мужика с огнестрельным оружием в руках. Зато преследующий нас хозяин сада с яблонями казался нам таким же смертельно опасным.
Дороги в Америке хорошие, добротные. Не один раз проехал по ним всю страну вдоль и поперёк. Много чего интересного для себя узнал про Америку, особенно общаясь с простыми американцами в глубинке, чьи взгляды зачастую диаметрально противоположны взглядам космополитов в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе или Нью-Йорке. Но я отклонился от темы...
Что касается свободы передвижения по Америке, меня никогда не покидает чувство передвижения в загоне, из которого люди большей частью и созерцают всю красоту Америки. Повсюду по обеим сторонам дороги заборы или колючая проволока, знаки со словами no trespassing (не лезь), keep out (тоже - не лезь), private property (частная собственность) вдоль шикарных дорог дают понять, что не надо останавливаться, где вздумается. Если всё же приспичит, есть специальные и удобные зоны отдыха для водителей и пассажиров (rest areas). Всё продумано.
Американцы, по-моему, не заморачиваются по этому поводу. Отродясь никакой альтернативы колючей проволоке не видeли. Что здесь такого? Не твоя земля - на самом деле, не лезь. Рассказы американским ученикам о моём детстве, проведённом в лесах, полях и реках, воспетых Лебедевым-Кумачом, кажутся красивой небылицей.
Такими же невероятными кажутся американцам рассказы об индейцах, которые никак не могли понять, что простые смертные могли владеть землёй. Люди же рождались и умирали, а земля всегда оставалась. Нельзя же владеть воздухом как частной собственностью (по предсказаниям "Чиполлино").
Вот такими же индейцами и мы, оказывается, были в Советском Союзе:
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит [проходил?] как хозяин
Необъятной Родины своей.
Продажа земли, бывшей когда-то общей, - процесс исторически закономерный и неумолимый. Огораживание земли, например, в Англии началось и пошло полным ходом ещё в XVI веке, из-за чего множество крестьян превратилось в голытьбу. Огородили и землю американских континентов. Удивительно ещё, как долго земля бывшего Советского Союза оставалась достоянием всего народа.
А натолкнула меня на написание этой статьи поездка в Германию с моими учениками прошлым летом. Ехали на автобусе по бывшей ГДР из Карл-Маркс-Штадта (теперь Хемниц) в сторону Баварии. Смотрел в окно, восхищался ухоженностью Германии и вдруг увидел человека, идущего куда-то по своим делам по заасфальтированной тропинке вдоль лугов и полей.
Вроде бы, мелочь, но я легко представил себя на его месте. Точно так же мои друзья и знакомые в России могут ещё с такой же лёгкостью и неосознанной свободой ходить по местным окрестностям. А вот в Америке такое праздное шатание, как того немца прошлым летом, по бескрайним просторам страны представляется уже с трудом и обеспокоит местных американцев.
Нет, есть, конечно, в Америке и тропинки, и парки, но они, как правило, оприходованные, прибранные и под наблюдением. Нет того советского ощущения бесхозности, что всё это ничьё, то есть общее. Хорошо это или плохо - вопрос отдельный, но широка ли страна моя родная, если в ней остаётся всё меньше земли ничейной или общей? Ну, а пока она есть, ходите и наслаждайтесь тем богатством, которое кому-то с большими деньгами очень сильно хочется прибрать к своим рукам.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на канал и до новых встреч!