Мирное время не самое лучшее для развития технологий. Это подтвердили многочисленные войны, а особенно ярко, прогресс технологий себя проявил в мировых войнах. Сейчас, производство не деградирует – оно стагнирует. Нет никаких серьёзных прорывов, и пользовательская электроника даст соврать. Но чего такого привнесла Вторая Мировая, что её влияние прослеживается до сих пор?
Качающаяся башня.
Начнём с изобретения, которое было популярно на западе до начала 60-х годов. Им сейчас не пользуются в военной сфере, но от этого влияние технологии в наши дни не слабеет. Качающуюся башню придумали в Германии для оптимизации рабочих мест экипажа самоходных зенитных установок и конечно же, для улучшения защиты, так как самоходные ЗСУ третьего рейха обладали открытой рубкой и как следствие – были уязвимы для внезапных атак с воздуха.
Идея заключалась в том, чтобы предоставить экипажу обзор и защиту от авиации при сохранении кругового обстрела. Для наведения использовались две половину башни. Внешняя осуществляла горизонтальное наведение, а внутренняя – вертикальное. Было создано несколько опытных экземпляров с весны 1944 года на шасси Panzer IV. Но до наших дней сохранились только башни.
После войны, конструкцию качающейся башни использовали французы для создания собственного лёгкого танка. Однако цель использования качающейся башни была другой… Французы хотели использовать механизм заряжания и зафиксировать орудие относительно механизма… Это удалось сделать при использовании башни типа FL10 с кормовой нишей, где хранились все 12 снарядов калибра 75 мм. Снаряд заряжался усилиями экипажа, но вместо того, чтобы расположить заряжающего, инженеры разработали барабанные механизмы, которые вращались и клали снаряд в досылатель. После этого дело оставалось за малым.
Качающуюся башню хотели использовать не только на лёгких машинах, но и на тяжёлых… Яркий пример – французский AMX-50 и американский T57. Машины не были приняты на вооружение из-за веса, недостаточной для своего времени защиты и более дешёвых альтернатив. В случае США это был M103.
Газотурбинный двигатель.
Газотурбинный двигатель изначально предназначался для самолётов, но инженеры третьего рейха увидели потенциал и в танковой технике… Агрегат так и не был испытан в танке, но достоверно известно, что силовые агрегаты GT101 и GT102 хотели использовать для танков «Пантера».
Было два варианта расположения – продольный и поперечный. Каждый из вариантов имел свои преимущества, но в любом случае, приходилось менять конструкцию трансмиссии.
След двигателей GT101 и GT102 отлично виден в идеях танков M1 Abrams и Т-80. Но если советский танк использовал так сказать – не прямого потомка, то американский AGT-1500 практически с минимальными изменениями был скопирован с GT101 разработки 1944-1945 года.
Приборы ночного видения.
Как это не странно, но впервые прибор ночного видения для танка был испытан не в Германии, а в СССР. Разработка стартовала в 1935 году. Проекты носили индексы Ц-1 и Ц-2. При войсковых и полигонных испытаниях, приборы получили названия «Шип» и «Дудка». В 1939 году, приборы ночного видения удачно испытали на БТ-7. С их помощью, водители хорошо видели дорогу даже в кромешной темноте. Приборы пусть и были новаторскими, но не давали большой дальности обзора… Всего до 50 метров, по этому ПНВ использовали только водители. Из-за проблем с размерами и эффективной дальностью обзора, в начале 1941 года приборы отправили на доработку.
Однако с конца 1941 по 1945 год, работы возобновили. Что самое интересное, ПНВ испытывали на Т-34 и только в реальных условиях – в прифронтовой зоне. Однако после захвата одного из Т-34 с ПНВ, Сталин лично запретил тестировать новое изобретение на фронте и в ближайшем тылу.
На основе советской разработки, немцы создали собственную и использовали её в начале 1945 года у озера Балатон. Дальность обзора превышала 200 метров, что давало колоссальное преимущество, но приборы были крайне чувствительны к свету, что и сыграло с немцами злую шутку. Однако, немецкие танкисты успели испытать ПНВ не только для нужд водителя, но и для нужд наводчика.
Если вернуться к СССР, то в 1945 году, дальность обзора достигла 200-250 метров. Массовое производство во время войны не наладили, но война значительно ускорила развитие инфракрасных приборов ночного видения.
Стабилизатор.
В наши дни стабилизатор орудия это не ноу-хау и обязательная деталь в любом, даже не самом современном танке. За стабилизатор надо благодарить США и их танки серии М2. Именно они стали первыми бронированными машинами с одноплоскостным стабилизатором вооружения. Он основывался на гидравлическом механизме и с его помощью, наводчик мог поднять или опустить пушку одним лишь пальцем.
Однако применять его на практике было непросто… В инструкциях и пособиях по эксплуатации о стабилизаторе не было ни слова, из-за чего применение технологии было редким явлением. Тем не менее, экипаж, использующий гидравлический механизм стабилизации мог стрелять на ходу до скоростей 10-12 километров в час.
ОБПС.
Первые Оперённые Бронебойно-Подкалиберные Снаряды появились в Британии. Причина – появление танков «Тигр 2» в рядах противника. Британские сводки буквально пестрили сообщениями об это машинах, путая тяжёлые танки врага с обычными «Пантерами». Тем не менее, первые шаги были сделаны в 1944 году. Идея заключалась в том, чтобы ускорить подкалиберный снаряд, а так как 76 мм орудие QF-17 было самым мощным в то время среди подобных калибров, то и вывод был соответствующим – нужно избавить снаряда от поддона.
Имя инженера, который придумал ведущее устройство увы не сохранилось, но благодаря ему, в начале 50-х появился первый в мире ОБПС для пушек калибра 84 мм и 120 мм, а от них, пошло широкое распространение в разные страны. США получили новые снаряды примерно в 1955, а в СССР 100 мм ОБПС пополнили боезапасы в 1958 году.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.