Найти тему
VarТехник

Эти особенности современных танков были созданы во времена Второй Мировой.

Оглавление

Мирное время не самое лучшее для развития технологий. Это подтвердили многочисленные войны, а особенно ярко, прогресс технологий себя проявил в мировых войнах. Сейчас, производство не деградирует – оно стагнирует. Нет никаких серьёзных прорывов, и пользовательская электроника даст соврать. Но чего такого привнесла Вторая Мировая, что её влияние прослеживается до сих пор?

Качающаяся башня.

Начнём с изобретения, которое было популярно на западе до начала 60-х годов. Им сейчас не пользуются в военной сфере, но от этого влияние технологии в наши дни не слабеет. Качающуюся башню придумали в Германии для оптимизации рабочих мест экипажа самоходных зенитных установок и конечно же, для улучшения защиты, так как самоходные ЗСУ третьего рейха обладали открытой рубкой и как следствие – были уязвимы для внезапных атак с воздуха.

Идея заключалась в том, чтобы предоставить экипажу обзор и защиту от авиации при сохранении кругового обстрела. Для наведения использовались две половину башни. Внешняя осуществляла горизонтальное наведение, а внутренняя – вертикальное. Было создано несколько опытных экземпляров с весны 1944 года на шасси Panzer IV. Но до наших дней сохранились только башни.

-2

После войны, конструкцию качающейся башни использовали французы для создания собственного лёгкого танка. Однако цель использования качающейся башни была другой… Французы хотели использовать механизм заряжания и зафиксировать орудие относительно механизма… Это удалось сделать при использовании башни типа FL10 с кормовой нишей, где хранились все 12 снарядов калибра 75 мм. Снаряд заряжался усилиями экипажа, но вместо того, чтобы расположить заряжающего, инженеры разработали барабанные механизмы, которые вращались и клали снаряд в досылатель. После этого дело оставалось за малым.

-3

Качающуюся башню хотели использовать не только на лёгких машинах, но и на тяжёлых… Яркий пример – французский AMX-50 и американский T57. Машины не были приняты на вооружение из-за веса, недостаточной для своего времени защиты и более дешёвых альтернатив. В случае США это был M103.

Газотурбинный двигатель.

Газотурбинный двигатель изначально предназначался для самолётов, но инженеры третьего рейха увидели потенциал и в танковой технике… Агрегат так и не был испытан в танке, но достоверно известно, что силовые агрегаты GT101 и GT102 хотели использовать для танков «Пантера».

Было два варианта расположения – продольный и поперечный. Каждый из вариантов имел свои преимущества, но в любом случае, приходилось менять конструкцию трансмиссии.

-4

След двигателей GT101 и GT102 отлично виден в идеях танков M1 Abrams и Т-80. Но если советский танк использовал так сказать – не прямого потомка, то американский AGT-1500 практически с минимальными изменениями был скопирован с GT101 разработки 1944-1945 года.

Приборы ночного видения.

Как это не странно, но впервые прибор ночного видения для танка был испытан не в Германии, а в СССР. Разработка стартовала в 1935 году. Проекты носили индексы Ц-1 и Ц-2. При войсковых и полигонных испытаниях, приборы получили названия «Шип» и «Дудка». В 1939 году, приборы ночного видения удачно испытали на БТ-7. С их помощью, водители хорошо видели дорогу даже в кромешной темноте. Приборы пусть и были новаторскими, но не давали большой дальности обзора… Всего до 50 метров, по этому ПНВ использовали только водители. Из-за проблем с размерами и эффективной дальностью обзора, в начале 1941 года приборы отправили на доработку.

-5

Однако с конца 1941 по 1945 год, работы возобновили. Что самое интересное, ПНВ испытывали на Т-34 и только в реальных условиях – в прифронтовой зоне. Однако после захвата одного из Т-34 с ПНВ, Сталин лично запретил тестировать новое изобретение на фронте и в ближайшем тылу.

На основе советской разработки, немцы создали собственную и использовали её в начале 1945 года у озера Балатон. Дальность обзора превышала 200 метров, что давало колоссальное преимущество, но приборы были крайне чувствительны к свету, что и сыграло с немцами злую шутку. Однако, немецкие танкисты успели испытать ПНВ не только для нужд водителя, но и для нужд наводчика.

-6

Если вернуться к СССР, то в 1945 году, дальность обзора достигла 200-250 метров. Массовое производство во время войны не наладили, но война значительно ускорила развитие инфракрасных приборов ночного видения.

Стабилизатор.

В наши дни стабилизатор орудия это не ноу-хау и обязательная деталь в любом, даже не самом современном танке. За стабилизатор надо благодарить США и их танки серии М2. Именно они стали первыми бронированными машинами с одноплоскостным стабилизатором вооружения. Он основывался на гидравлическом механизме и с его помощью, наводчик мог поднять или опустить пушку одним лишь пальцем.

-7

Однако применять его на практике было непросто… В инструкциях и пособиях по эксплуатации о стабилизаторе не было ни слова, из-за чего применение технологии было редким явлением. Тем не менее, экипаж, использующий гидравлический механизм стабилизации мог стрелять на ходу до скоростей 10-12 километров в час.

ОБПС.

Первые Оперённые Бронебойно-Подкалиберные Снаряды появились в Британии. Причина – появление танков «Тигр 2» в рядах противника. Британские сводки буквально пестрили сообщениями об это машинах, путая тяжёлые танки врага с обычными «Пантерами». Тем не менее, первые шаги были сделаны в 1944 году. Идея заключалась в том, чтобы ускорить подкалиберный снаряд, а так как 76 мм орудие QF-17 было самым мощным в то время среди подобных калибров, то и вывод был соответствующим – нужно избавить снаряда от поддона.

-8

Имя инженера, который придумал ведущее устройство увы не сохранилось, но благодаря ему, в начале 50-х появился первый в мире ОБПС для пушек калибра 84 мм и 120 мм, а от них, пошло широкое распространение в разные страны. США получили новые снаряды примерно в 1955, а в СССР 100 мм ОБПС пополнили боезапасы в 1958 году.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.