Во время непродолжительной, но жесточайшей оккупации фашистами Подмосковья под ударом оказалось множество музеев и храмов. Люди науки и искусства бросили все силы на спасение сокровищ культуры - очень многие фонды попросту не успели эвакуировать, приходилось решать их судьбу на месте. В Новоиерусалимском монастыре трое оставшихся научных сотрудников И.С. Пихчахчи, В.Н. Игнатьева, П.С. Иванова и директора С.М. Прусакова оборудовали тайники.
Надо понимать, что работа шла скрытно, в тайне от окружающих, а главное в условиях повсеместного снования фашистов. Антикварную мебель перенесли в тайное помещение под трапезной монастыря, а множество древних икон, картины, старинные евангелия, посуду, скульптуры, фарфор, церковную утварь, ткани, драгоценности, подсвечники, архив спрятали в тайнике в Воскресенском соборе - это была потайная комната, вход в которую было решено заложить.
Как это проделать, несмотря на надзор? Заложить дверь кирпичом, выстроить фальш-стену. Преданная четверка музейщиков решила носить кирпичи в чемоданах - не должно было быть ни одного свидетеля, чтобы никто не сообщил фашистам о тайнике или сам не ограбил сокровищницу монастыря. Аккуратно закрытый проход оштукатурили и сравняли со всей стеной, покрасив такой же краской. Операция прошла успешно.
Но в декабре 1941, когда немецкие войска отступали, они установили пятьсот мин в монастыре, собор был взорван. Несколько тайников было уничтожено, сохранился последний, но двое из его хранителей к тому времени были мертвы, оставшаяся в живых Вера Игнатьева была в Сызрани, работала там в госпитале. Она и сообщила в исполком, что в соборе спрятаны музейные ценности. Вместе с двумя коллегами, она постепенно расчистила проход к тайной комнате в руинах собора, нашли вход, разобрали стену и обнаружили невредимыми почти тысячу единиц хранения.
ps Игнатьева, сохранившая для страны ценные экспонаты, никак не была отмечена властями, две ее сотрудницы, которые помогали разбирать завалы и искать тайник, Данилова и Головина получили благодарственные письма от наркома просвещения Потемкина.